Эффективность налоговой системы рф современном этапе. Эффективность и оптимизация налогообложения. Критерии оценки налоговых систем

Тема: Понятие, сущность и виды налогового менеджмента

Налоговый менеджмент

Преподаватель: Липчинская Марина Федоровна

Налоговый менеджмент – это часть управления финансами в рамках стратегии экономического развития, представляющая собой процесс использования налогов для установления желаемого будущего финансово-хозяйственного состояния объекта.

Налоговый менеджмент – это система управления налогами и сборами.

Сущность управления раскрывается в функциях управления, к которым относятся:

· планирование;

· организация;

· регулирование;

· контроль.

Налоговый менеджмент в зависимости от уровня управления делится на:

1) на уровне государства:

· государственный;

2) на уровне предприятия или группы предприятий:

· корпоративный;

3) на уровне физических лиц:

· индивидуальный.

Особенности современного российского налогового менеджмента:

1. не является отечественным изобретением;

2. отражается на деятельности российских судов;

3. изменчивость налогового законодательства;

4. большое поле деятельности;

5. парадоксальность российской деловой культуры;

6. должен исходить из тесной взаимосвязи налогов и учитывать их сбалансированность.

7. официальная статистика не отличается достоверностью в силу высокого удельного веса теневых операций.

Государственный налоговый менеджмент – это процесс управления, воздействия налогового механизма на налоговую систему страны в целях реализации налоговой политики; это составная часть общей системы управления финансами страны.

Налоговый механизм – это система организационных и правовых норм и методов управления налоговой системы страны в целях реализации налоговой политики.

Цель налогового механизма – обеспечение эффективного и стабильного функционирования налоговой системы государства.

Основные составляющие элементы налогового механизма:

1. Инструменты (рычаги) – налоговые ставки, сроки уплаты, способы обложения, санкции, налоговые льготы.

2. Методы – планирование, регулирование, контроль.

3. Нормативно-правовая база – законы, регламентирующие отношения в сфере налогообложения.

4. Информационное обеспечение – данные о социально-экономическом положении страны, мировой опыт, современные научные знания.

5. Органы управления налоговой системой – Президент РФ, Федеральное Собрание (ГД и СФ), Правительство РФ (МЭР, МФ, МВД, ФНС, ФТС, ФСФМ).

Эффективность налогообложения:

1) Народнохозяйственная: на уровне государства; на уровне хозяйствующих субъектов; на уровне населения.

2) Внутриотраслевая.

Показатели эффективности налогообложения для государства:

1. Сумма налоговых поступлений в бюджет страны, изменение (уменьшение или прирост) поступлений налогов;



2. Доля налоговых поступлений в доходах бюджета;

4. Потери налоговых сумм от предоставления налоговых льгот по видам налогов и по видам бюджета;

5. Изменения макроэкономических показателей по стране в целом и по отдельным регионам (ВВП, темп роста производства, рентабельность и т.п.);

6. Динамика изменения количества и структуры налогоплательщиков;

7. Налоговая задолженность.

Налоговое регулирование – это часть государственного регулирования, это система мер косвенного воздействия на экономику путем изменения вида налогов, налоговых ставок, установления налоговых льгот, понижения или повышения общего уровня налогообложения, введения санкций за налоговые нарушения.

Цель налогового регулирования – уравновесить интересы трех субъектов: государства, бизнеса и граждан.

Налоговое производство – это законодательство установленный порядок добровольного исполнения налогового обязательства налогоплательщиком, предусматривающий две стадии:

· Исчисление;

· Уплата налогов налогоплательщиком.

Налоговое производство – это совокупность законодательно установленных полномочий налоговых администраций по контролированию, регулированию и принуждению налогоплательщиком к исполнению налогового обязательства.

Налоговое администрирование – это часть государственного налогового менеджмента, деятельность уполномоченных органов управления в налоговой сфере, направленная на исполнение законодательства о налогах и сборах; это процесс управления налоговым производством, реализуемый налоговыми и иными органами (налоговыми администрациями).

Налоговые администрации – это государственные органы, которым на законодательной основе предоставлены определенные властные (административные) полномочия в отношении налогоплательщиков:

· Налоговые органы;

· Финансовые органы;

· Таможенные органы;

· Органы внутренних дел.

Цели налогового администрирования:

1) Контроль над соблюдением налогового законодательства налогоплательщиками и налоговыми агентами (налоговый контроль);

2) Контроль над реализацией и исполнением налогового законодательства налоговыми органами;

3) Организационное и аналитическое обеспечение контрольной деятельности и разработка предложений по совершенствованию порядка исчисления и уплаты налогов.

Методы налогового администрирования:

· Планирование;

· Регулирование;

· Контроль;

· Анализ эффективности;

· Принуждение.

Тема: Налоговая система Российской Федерации.

Современная налоговая система РФ появилась с 1 января 1992 г. в соответствии с ФЗ № 2112 от 27.12.1991 г. «Об основах налоговой системы РФ».

Состав и структура налогового законодательства РФ:

1. Конституция РФ;

3. Федеральные законы РФ;

4. Законы субъектов (регионов) РФ;

5. Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления;

6. Методические и инструктивные документы.

Налоговый кодекс РФ:

1) Часть 1 Общая: Гл. 1 – Гл. 20

2) Часть 2 Специальная: Гл. 21 – Гл. 31

Особенности налоговой системы РФ:

1) Молодость налоговой системы РФ;

2) В налоговых доходах бюджета РФ преобладает поступление косвенных налогов – признак недоразвитости;

3) Преобладание налогообложения юридических лиц над налогообложением физических лиц;

4) Большой уровень теневой экономики и низкая налоговая дисциплина.

Основные направления налоговой политики РФ на современном этапе разрабатываются Правительством РФ (МЭР и МФ).

Меры в области налоговой политики, планируемые к реализации:

1. Стимулирование модернизации, инновационной и инвестиционной деятельности предприятий, технологического обновления.

2. Увеличение ставок акцизов на табачно-алкогольную продукцию.

3. Увеличение налогообложения имущества физических лиц исходя из рыночной стоимости налогооблагаемого имущества.

4. Ужесточение налогового контроля, ликвидация имеющихся возможностей для уклонения от налогов, внедрение инструментов, противодействующих минимизации налогов.

5. Международное сотрудничество, интеграция и информационный обмен в сфере налогообложения для избежания двойного налогообложения и противодействия оффшорному механизму.

6. Улучшение и упрощение налогового администрирования, переход на широкое использование информационных технологий, телекоммуникационных связей, электронную форму документооборота и отчетности.

В рамках изучения особенностей функционирования налоговой системы государства необходимо рассмотреть виды и показатели эффективности налоговой системы .

Определяется исходя из уровня ее влияния на решение социально-экономических задач с учетом системы интересов всех экономических субъектов.

В условиях переходной экономики главным показателем эффективности налоговой системы выступает ее способность стимулировать развитие производственной сферы, как базовой основы всей экономики.

Эффективность налоговой системы должна оцениваться с позиций соответствия ее методологическим принципам и функциям налогообложения. За исходный пункт принимается такое сочетание функций налогов , которое стимулирует динамичное развитие экономики, как на макро-, так и на микроуровне, создавая условия для перехода к устойчивому экономическому росту.

Особое значение приобретает комплексная реализация функций налогообложения в целях использования интеграционного (синергетического) эффекта их действия.

Налоговая система наряду с формированием достаточных централизованных фондов финансовых ресурсов должна создавать условия для стимулирования экономического развития, формируя мотивы и стимулы экономического роста.

Выделяют два вида эффективности налоговой системы .

Во-первых, следует выделять тактическую (текущую) эффективность , которая отражает взаимообусловленность понесенных затрат и получаемого обществом эффекта, т.е. результата функционирования налоговой системы в виде поступления сумм налогов.

Такой подход к выявлению эффективности налоговой системы обусловлен необходимостью обнаружения всех источников доходов и минимизации расходов по взиманию налогов.

Этот показатель эффективности налоговой системы можно определить как разницу между ВВП, распределяемым государством в виде налогов, и издержками взимания (т.е. как чистый доход государства от налоговых поступлений), и как соотношение этих сумм с затратами по сбору средств. Недостаток данного подхода в том, что не учитываются перспективные экономические и социальные последствия налогообложения.

Во-вторых, следует выделять стратегическую (перспективную) эффективность . Этот показатель выражает народнохозяйственный подход, основанный на учете целостного воздействия системы налогообложения на экономическое развитие. Именно это характеризует способность налоговой системы стимулировать решение задач по развитию экономики не только в ближайшем будущем, но и в перспективе.

Одним из важнейших показателей , характеризующих эффективность налоговой системы , является коэффициент эластичности налоговой системы , который позволяет установить такой уровень налогообложения (налоговой нагрузки), который обеспечивает наряду с поступлением предусмотренных сумм налогов высокие темпы экономического развития (прироста налогооблагаемой базы).

Для оценки эффективности налогообложения используют показатель налогового мультипликатора (Нм). В основе его определения лежит коэффициент эластичности налоговых систем .

Чем больше налоговая ставка и чем меньше предельная склонность к потреблению, тем меньше налоговый мультипликатор (больше знаменатель дроби). Рост налоговых ставок и снижение потребления, приводящие к некоторому росту налоговых поступлений (Тт), на самом деле сокращают возможный прирост ВВП (Дд) в гораздо больших размерах, ибо дробь в приведенной формуле возрастает. При этом должны учитываться временные лаги между изменением налоговых ставок и их воздействием на величину внутреннего валового продукта.

Очевидно, что разумное и обоснованное снижение налогов ведет к росту реального платежеспособного спроса населения и его расходов на приобретение товаров и услуг, т.е. к росту доходов предпринимателей, стимулирует инвестиции и ведет к соответствующему росту спроса на инвестиционные товары. Все это способствует увеличению внутреннего валового продукта, приводя в итоге к росту объема налоговых поступлений .

В настоящее время налоговая политика является важнейшим из звеньев экономической политики в целом, которая ответственна за регулирование экономических процессов в обществе. Поскольку ситуация в российской экономике последние годы является неблагоприятной, а дефицит государственного бюджета существенно вырос, для выхода из экономического кризиса правительство решило использовать непопулярные методы, которые широко применялись в 90-х годах. По мнению, Минфина России, единственным способом сбалансировать бюджет страны - это повысить налоги .

К примеру, уже с 2016 года Минфин возвратил отмененный в 2004 году налог с продаж. Пока он взимается только в Москве и Севастополе. Объясняя необходимость введения налога с продаж в 2016 году, чиновники ссылаются на успешную практику США. В Америке действительно продажи в каждом штате дополнительно облагаются налогом в размере от 3% до 5%. Однако инициаторы проекта не упоминают о том, что в США не действует налог на добавленную стоимость (НДС). В России же с введением этого налога НДС не отменят. Интересно, что такая же налоговая программа была отменена в 2004 году. Таким образом, власти практически в точности возвращают методы 90-х годов.

Повышение налоговых ставок с 2018 года коснется еще двух очень значимых налогов НДС и НДФЛ. Ставку НДС планируется повысить до 20 % с нынешних 18, ставку НДФЛ с 13% увеличить до 15%. Повышение налога на доходы физических лиц – это прямое залезание в карман простого работника. Система распределения доходов и расходов в России откровенно несправедлива, на одном и том же предприятии разрыв зарплат между топ-менеджерами и работниками может достигать 100 и более раз - эти цифры учитывают только заработную плату, оставляя в стороне доходы собственников в виде дивидендов и так далее .

Повышение налогов «по всем фронтам» увеличит базу для НДС, что в свою очередь увеличит нагрузку этого налога. Однако Минфин уверяет, что НДС и НДФЛ будет повышаться постепенно. Хотя значительные трудности с наполнением бюджета возникли уже в первой половине 2016 года, и это станет причиной незамедлительного увеличения НДС и НДФЛ в 2018 году .

Налоговая нагрузка для физических лиц продолжает расти. Сумма земельного налога рассчитывается теперь на основании кадастровой стоимости объекта, т.е. приближенной к рыночной.

Также в 2016 году вновь увеличивается акциз на сигареты и налог на дивиденды для физических лиц до 13%, вместо 9%, утвержденных в 2014 году. В итоге в стране будут действовать самые высокие нагрузки по налогам в фонд оплаты труда и по косвенным налогам. Все это приведет к уже знакомой реакции 90-х годов – снизится конкурентоспособность отечественного производителя, в результате чего работодателям придется снижать заработные платы и уходить в «теневой бизнес», выдавая заработную плату «в конвертах».

Однако падение бизнеса – далеко не единственная негативная реакция непопулярных методов. Повышение налогов повлечет за собой подорожание практически всех групп товаров, что на фоне уменьшающейся заработной платы, повлечет за собой снижение покупательской способности и рост инфляции как минимум еще на 1,5-2%.

Хотя в мировой практике не раз доказано, что чем выше в стране налоги, тем более доступна и качественнее система образования, медицина, суды и т.д. Однако рассчитывать на подобный эффект в российских реалиях невозможно, т.к. в нашей стране качество государственных и социальных услуг не улучшаются, а лишь ухудшаются.

Важнейшим фактором проводимой налоговой политики в нашей стране является необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации. В то же время необходимо сохранить неизменность налоговой нагрузки по секторам экономики, в которых достигнут ее оптимальный уровень.

На сегодняшний день, выстроенная модель федеральных отношений с муниципалитетами является недостаточно эффективной для решения местных задач социального и экономического развития. Разграничение функций и доходов на практике привело к серьёзному усилению центра.

Экономика России в 2014 году столкнулась с серьезными испытаниями. Единовременно действуют такие факторы, как, высокая инфляция, стагнация, сильнейшая девальвация, отток капитала, падение цен на нефть, резкое снижение привлекательности фондового рынка. Возможно, формирование бюджетной политики на очередной плановый период, будет сопряжено с еще более жесткими экономическими условиями, и потребуется формирование совершенно нового механизма функционирования государственных финансов, процессов формирования и использования бюджетных ресурсов .

Поэтому, в рамках повышения эффективности налоговой системы необходимо отказаться от большинства федеральных налоговых льгот по региональным и местным налогам, ввести новый принцип установления льгот посредством оценки их эффективности и определения срока действия.

Поступления от долевых налогов уменьшают вертикальное неравенство и дают определенную независимость, но сами по себе они не могут быть гарантией отчетности местных органов власти перед общественностью и не дают им возможности вводить собственный уровень предоставления услуг за счет установления собственного уровня налогообложения.

Для того чтобы иметь такую возможность, органы местного самоуправления должны в первую очередь располагать исключительно местными налогами, ставки которых они вправе устанавливать самостоятельно. Достичь более высокой степени местной самостоятельности можно за счет предоставления органам местного самоуправления права устанавливать свои собственные налоговые отчисления и налоговую базу.

Налогом, обеспечивающим наиболее значительные поступления, является подоходный налог с физических лиц. Многие страны применяют его как исключительно местный или долевой налог. Во всех развитых странах этот налог является исключительно местным, и местные органы власти имеют возможность устанавливать налоговую ставку по собственному усмотрению.

В 2015 году российское налоговое законодательство подверглось ряду изменений, которые не обошли стороной и местных налогов, устанавливаемых региональными властями и направляемых на развитие конкретной территории. Увеличилось их число, несколько изменился порядок декларирования, расчета и уплаты. Теперь же в ближайшей перспективе необходимо сформировать материальную основу для решения вопросов местного уровня .

Основными вопросами, финансирование которых осуществляется за счет местных налогов выступают (ст. 14 ФЗ-131): прокладка и поддержание в нормальном состоянии дорог местного значения; предоставление материальной помощи и жилья малоимущим гражданам; обеспечение местного сообщества услугами связи, бытового обслуживания, транспорта; благоустройство территории, в том числе вывоз мусора, освещение и озеленение; решение вопросов электро-, водо-, газоснабжения; поддержка медицинских, культурных и образовательных учреждений; содержание мест захоронения и др. Проведение на местном уровне спортивных и культурных мероприятий тоже, как правило, финансируется из средств местного бюджета 50-55% которых составляют именно местные налоговые платежи.

Местные налоги и сборы выступают важным элементом налоговой системы, поскольку они выполняют две значимые функции:

ü Во-первых, формируют финансовую базу для выполнения органами местного самоуправления их ключевых задач;

ü Во-вторых, выступают фактором финансовой децентрализации, поскольку эти средства местные власти имеют право расходовать по своему усмотрению.

Будущее местных обязательных платежей должно быть реализовано в двух направлениях:

ü Отдельные виды обязательных платежей в бюджет, которые ныне носят характер общегосударственных, должны постепенно перейти на местный уровень (например, налог на недвижимость не только с физических лиц, но и с юридических).

ü Существующие ныне местные налоги должны быть расширены за счет дополнительных ставок, возможностей предоставления льгот и вычетов, что расширит возможности муниципального самоуправления.

Таким образом, местные налоги играют важную роль в развитии отдельных территорий, поскольку их

органы местного самоуправления могут направлять по своему усмотрению на реализацию программ социально- экономического развития. А также могут стимулировать эффективное воспроизводство трудовых и материальных ресурсов, поддерживать культурную сферу и др.

Наличие большего числа собственных источников дохода позволит местным властям проводить независимую от государства политику в интересах населения конкретной территории, в том числе регулировать экономическую, социальную, экологическую ситуацию.

Список литературы

1. Налоговый Кодекс Российской Федерации

Аннотация: в статье рассматриваются сущность налоговой политики России, её роль на современном этапе развития, а также оценивается её эффективность на основе анализа показателей налоговой нагрузки и соотношения прямых и косвенных налогов.

Ключевые слова: налоговая политика, налоговая нагрузка, прямые налоги, косвенные налоги.

Налоговая политика является неотъемлемой частью экономической и социальной политики государства. Несмотря на постоянный интерес к сфере налогообложения, в настоящее время слабо представлены комплексные исследования, посвященные данной экономической категории. Целью статьи является обобщение теоретических основ налоговой политики государства. Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи: обобщить трактовки термина «налоговая политика» для дальнейшего развития теоретических положений о её сущности; количественно оценить эффективность налоговой политики.

Проведенное исследование показало, что в экономической литературе нет однозначного толкования термина «налоговая политика». Некоторые из трактовок представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Трактовки термина «налоговая политика»

Определение

И. А. Майбуров

Составная часть социально-экономической политики государства, ориентированная на формирование такой налоговой системы, которая будет стимулировать накопление и рациональное использование национального богатства страны, способствовать гармонизации интересов экономики и общества и тем самым обеспечивать социально-экономический прогресс общества .

В. Г. Пансков

Совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов .

О. В. Агабекян, К. С. Макарова

Система целенаправленных действий государства в области налогообложения на основе экономических, правовых и организационно-контрольных мероприятий .

Е.Г. Ефимова, Е.Б. Поспелова

Система правовых норм и организационно-экономических мероприятий регулирующего характера, принятых и осуществляемых органами государственной власти (на федеральном и региональном уровнях) и органами местного самоуправления в сфере налоговых отношений с организациями и физическими лицами .

М. В. Карп

Налоговая политика является составной частью общей финансовой политики государства на среднесрочную и долгосрочную перспективу и включает в себя такие понятия, как концепция государственной деятельности в области налогообложения, налоговый механизм, а также управление налоговой системой страны .

Обобщая различные позиции авторов по данному вопросу, налоговую политику можно определить следующим образом: это совокупность мероприятий, проводимых органами власти и управления в сфере налогообложения с целью реализации ими задач и функций в рамках общей экономической стратегии государства.

Сущность налоговой политики определяется целью её проведения, а также выполняемыми ею функциями.

Главной целью налоговой политики, как и любой другой политики, проводимой государством, является способствование устойчивому развитию экономики страны в целом.

Разрабатываемая Правительством РФ налоговая политика в рамках достижения поставленной цели выполняет следующие функции :

  • фискальная - формирование доходной части бюджетов РФ посредством налогов и сборов;
  • социальная - снижение уровня дифференциации доходов населения через систему налогообложения;
  • контрольная - уменьшение количества налоговых правонарушений путём проведения налоговых проверок или других контрольных мероприятий.

Эффективность налоговой политики достигается только тогда, когда специально разработанный налоговый механизм гармонично сочетается с целями и задачами, которые ставятся государством при управлении экономикой страны.

При оценке эффективности налоговой политики РФ предлагается использовать следующие количественные показатели: налоговое бремя (налоговая нагрузка) и соотношение прямых и косвенных налогов. В данной статье предлагается отождествление таких понятий, как «налоговое бремя» и «налоговая нагрузка». Рассмотрим данные показатели подробнее.

1. Налоговое бремя (НБ) в рамках страны представляет собой долю общей суммы налоговых платежей в ВВП за конкретный период, то есть это та часть доходов, которую налогоплательщики уплачивают в бюджет в виде налогов и сборов.

Данный показатель рассчитывается по формуле:

НБ= ,

где НП – все платежи налогового характера.

Анализ данного показателя важен тем, что чрезмерное (избыточное) налоговое бремя пагубно влияет на экономику страны, несмотря на то, что теоретически оно должно способствовать увеличению доходной части бюджета. На практике же это не всегда так. Например, после увеличения страховых взносов для индивидуальных предпринимателей в 2013 году многие из них закрыли свои ИП, другие же продолжали осуществлять свою деятельность неофициально, уйдя «в тень». В итоге, доходы бюджета не увеличились, тогда как налоговая нагрузка на налогоплательщиков возросла. Ситуацию должен быть изменить в 2014 году новый закон о снижении страховых взносов.

Результаты расчетов налогового бремени в России за 2012-2015 годы представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Налоговое бремя в РФ за 2012-2015 гг. *

Показатель

ВВП, млрд. руб.

Налоговые поступления, млрд. руб.

Налоговое бремя, %

Для наглядности динамика налогового бремени за ряд лет представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Динамика налогового бремени в РФ за 2012-2015 гг.

Как видно из представленных данных показатель налогового бремени имел тенденцию к снижению (с 34,38 % в 2012 году до 32,35 % в 2015 году), однако, с 2013 по 2014 годы значение показателя стремительно увеличилось и достигло 33,8 %.

Такие резкие колебания зависят от множества факторов:

  • политическая нестабильность;
  • изменения в налоговом законодательстве;
  • качество жизни населения, его налоговая грамотность;
  • объемы ресурсов государства и других.

Особую роль в проводимом анализе играет также исследование показателя налогового бремени в РФ в разрезе основных видов экономической деятельности. Расчеты за 2012-2015 годы представлены в таблице 3.

Таблица 3.

Налоговое бремя в РФ по основным видам экономической деятельности за 2012-2015 гг.

Вид экономической деятельности

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

Добыча полезных ископаемых

Обрабатывающие производства

Строительство

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

Транспорт и связь

Продолжение таблицы 3

Финансовая деятельность

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование

Образование

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

Дифференциация налоговой нагрузки по различным видам экономической деятельность и в настоящее время остается актуальной проблемой. По данным, приведённым в таблице 3, можно сделать вывод, что налоговое бремя распределено неравномерно по отраслям экономики. Так, средние значения показателя в зависимости от вида деятельности составляют: сельское хозяйство – 2,3%; добывающая отрасль – 57,9%; строительство – 13,4%; транспорт и связь – 17,8%; образование – 13,5% и т.д.

Таким образом, сектор добычи полезных ископаемых больше других отраслей экономики обременен налогами. Данный вид деятельности является основным источником доходов бюджета РФ.

Остальные же отрасли менее обременены налогами. Данный диссонанс налогового давления прежде всего связан с затратами и рентабельностью этих секторов экономики.

2. Соотношение прямых и косвенных налогов. В рамках данного показателя рассмотрим долю прямых и косвенных налогов в поступлениях в Консолидированный бюджет (таблица 4) и в ВВП (таблица 5). Формулы, использованные при расчете:

Доля 1 (таблица 4) = , (2)

Доля 2 (таблица 5) = (3)

Таблица 4.

Соотношение прямых и косвенных налогов в составе Консолидированного бюджета за 2012-2015 гг. *

Доля

Косвенные

Таблица 5.

Соотношение прямых и косвенных налогов в составе ВВП за 2012-2015 гг.*

Доля

Косвенные

Необходимо отметить, что за исследуемый период времени косвенные налоги преобладали над прямыми. Недостатками такой ситуации является то, что косвенное налогообложение делает налоговую систему страны менее прозрачной, так как косвенные налоги «скрывают» от налогоплательщика сумму уплачиваемых в бюджет налогов в отличие от прямых налогов, которые взимаются открыто. В то же время, по мнению ряда авторов, косвенные налоги имеют и ряд преимуществ, становясь мощным инструментом регулирования экономики.

На основе рассмотренных показателей эффективности налоговой политики можно сделать следующие выводы:

  1. среднее значение налоговой нагрузки в 2012-2015 гг. в РФ достигает 33,49%, что ближе к уровню развитых стран, чем развивающихся;
  2. в различных отраслях экономики показатель налогового бремени зависит от уровня затрат и рентабельности. Добывающая промышленность является отраслью с наибольшим налоговым бременем в РФ;
  3. Российская налоговая система характеризуется преобладанием косвенного налогообложения, что оказывает влияние на её прозрачность.

Таким образом, необходимо проведение мероприятий, направленных на стабилизацию соответствия уровня налоговой нагрузки налоговым доходам бюджетной системы РФ, установление определённого соотношения (баланса) между прямыми и косвенным налогами, улучшение налогового администрирования, развитие налоговой культуры. Эти и ряд других дополнительных мер, реализованных в рамках проведения налоговой политики, позволят повысить уровень ее эффективности.

Список лиературы:

  1. Агабекян, О. В., Макарова, К. С. Налоги и налогообложение: учеб. пособие. Часть 1. – М.: Издательский дом АТИСО, 2009. - 172 с.;
  2. Ахмедова Э. С., Рамазанова Б. К. Налоговая политика: сущность и элементы // Теория и практика общественного развития. - 2013. - №3. - с. 191-193;
  3. Евстигнеев Е. Н. Налоги и налогообложение: учеб. пособие. 5-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 304 с.;
  4. Ефимова Е. Г., Поспелова Е.Б. Налоги и налогообложение: учеб. пособие. – М.: МИИР, 2014. - 235 с.;
  5. Карп М. В. Налоговый менеджмент: учебник для вузов. М., 2001. - 477 с.;
  6. Коптева Е. В. Оценка и анализ показателей эффективности налоговой системы Российской Федерации // Молодой ученый. - 2015. - №21-1. - с. 125-129 ;
  7. Майбуров И. А. Налоги и налогообложение: учебник для вузов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2010. - 558 с.;
  8. Пансков В. Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: учебник для вузов. – 7-е изд., доп. и перераб. – М.: МЦФЭР, 2006. - 592 с.;
  9. Официальный сайт Федеральной налоговой службы: https://www.nalog.ru/;
  10. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики: http://www.gks.ru/.

Критерий эффективности налоговой системы определяется исходя из уровня ее влияния на решение социально-экономических задач с учетом системы интересов всех экономических субъектов. В условиях переходной экономики главным критерием эффективности налоговой системы выступает ее способность стимулировать развитие производственной сферы, как базовой основы всей экономики.
Эффективность налоговой системы должна оцениваться с позиций соответствия ее методологическим принципам и функциям налогообложения. За исходный пункт принимается такое сочетание функций налогов, которое стимулирует динамичное развитие экономики, как на макро -, так и на микроуровне, создавая условия для перехода к устойчивому экономическому росту. Особое значение приобретает комплексная реализация функций налогообложения в целях использования интеграционного (синергетического) эффекта их действия. Налоговая система наряду с формированием достаточных централизованных фондов финансовых ресурсов должна создавать условия для стимулирования экономического развития, формируя мотивы и стимулы экономического роста. Эффективность налоговой системы целесообразно рассматривать в двух аспектах.
Во-первых, следует выделять тактическую (текущую) эффективность, которая отражает взаимообусловленность понесенных затрат и получаемого обществом эффекта, т.е. результата функционирования налоговой системы в виде поступления сумм налогов. Такой подход к выявлению эффективности налоговой системы обусловлен необходимостью обнаружения всех источников доходов и минимизации расходов по взиманию налогов. Этот показатель эффективности можно определить как разницу между ВВП, распределяемым государством в виде налогов, и издержками взимания (т.е. как чистый доход государства от налоговых поступлений), и как соотношение этих сумм с затратами по сбору средств. Недостаток данного подхода в том, что не учитываются перспективные экономические и социальные последствия налогообложения.
Во-вторых, следует выделять стратегическую (перспективную) эффективность. Этот показатель выражает народнохозяйственный подход, основанный на учете целостного воздействия системы налогообложения на экономическое развитие. Именно это характеризует способность налоговой системы стимулировать решение задач по развитию экономики не только в ближайшем будущем, но и в перспективе.
Одним из важнейших показателей, характеризующих эффективность налоговой системы, является коэффициент эластичности, который позволяет установить такой уровень налогообложения (налоговой нагрузки), который обеспечивает наряду с поступлением предусмотренных сумм налогов высокие темпы экономического развития (прироста налогооблагаемой базы).
Для оценки эффективности налогообложения используют показатель налогового мультипликатора (Нм). В основе его определения лежит коэффициент эластичности налоговых систем. Модель мультипликатора имеет вид:
Н* 1 ’
" 1- В(1- С)
где В - предельная склонность к потреблению; С - предельная налоговая ставка.
Чем больше налоговая ставка и чем меньше предельная склонность к потреблению, тем меньше налоговый мультипликатор (больше знаменатель дроби). Изменение величины ВВП в результате динамики налогового мультипликатора (Дд) определяют так:
Д, =Т. -
д Т1-В(1-С)
где Дд - изменение ВВП (+;-); Тт - изменение налоговых поступлений (+;-).
Из этого выражения можно сделать вывод, что рост налоговых ставок и снижение потребления, приводящие к некоторому росту налоговых поступлений (Тт), на самом деле сокращают возможный прирост ВВП (Дд) в гораздо больших размерах, ибо дробь в приведенной формуле возрастает. При этом должны учитываться временные лаги между изменением налоговых ставок и их воздействием на величину внутреннего валового продукта.
Очевидно, что разумное и обоснованное снижение налогов ведет к росту реального платежеспособного спроса населения и его расходов на приобретение товаров и услуг, т.е. к росту доходов предпринимателей, стимулирует инвестиции и ведет к соответствующему росту спроса на инвестиционные товары. Все это способствует увеличению внутреннего валового продукта, приводя в итоге к росту объема налоговых поступлений.
Функционирование налоговых систем в странах с эффективной рыночной экономикой показывает, что их развитие имеет общий алгоритм и направлено на рационализацию (оптимизацию) целей налогообложения, на динамичность налоговых систем и их изменение в соответствии с изменяющимися условиями функционирования экономики. Такие системы обеспечивают рост прямых и обратных взаимосвязей налоговых систем, повышают эффективность производств. Они способствуют правильному сочетанию тактических и стратегических целей развития налоговых систем, оптимизации соотношения интересов участников рыночных отношений. В уровне налогообложения гарантируется также более полный учет объемов потребления общественных услуг, оказываемых государством различным налогоплательщикам. Лучше учитывается уровень доходности и платежеспособности субъектов налоговых отношений. Именно эти аспекты во многом определяют качественные характеристики налоговой системы и ее потенциал, который измеряется не столько суммами налоговых поступлений, сколько стимулирующим воздействием налоговой системы на развитие национальной экономики.
Дальнейшее развитие налоговой системы и механизма налогообложения необходимо особо ориентировать на стимулирование сокращения производственных, торговых и иных затрат. Их снижение на единицу потребительной стоимости выступает основной тенденцией развития цивилизации. Эта тенденция должна реализовываться как на микро -, так и на макроуровне экономики. Пока что российская налоговая система не освободилась от дестимулирующего воздействия на экономику. Это одна из причин отставания России. Так, энергоемкость промышленной продукции в России почти в 5-10 раз превышает соответствующий показатель развитых стран. В российской промышленности значительно выше материалоемкость продукции и услуг, а производительность труда в 2000 г. в ведущих ее отраслях составила в среднем лишь 19% от уровня такого же показателя в США Налоги должны поощрять предприятия к экономии ресурсов. В этих целях, например, было бы правильным не облагать налогом ту часть прибыли предприятий, которая получена в данном году за счет снижения себестоимости продукции. Добавочный размер прибыли за счет экономии затрат может быть рассчитан следующим образом:
Пд = (С, - С2) Р2, где Пд - прирост прибыли за счет снижения себестоимости продукции на предприятии; С2 и С| - себестоимость единицы продукции в отчетном и базовом (предыдущем) периодах; Р2 - объем реализации продукции в отчетном году (единиц).
Расчет может производиться и исходя из экономии затрат, приходящейся на рубль реализованной продукции. Тогда дополнительная прибыль будет определяться следующим образом:
Пд = (Зі - 32) Р2 , где 3] и 32 - соответственно затраты на 1 рубль реализованной продукции в базовом и отчетном годах; Р2 - объем реализации продукции в стоимостном выражении в отчетном году.
Для налогового стимулирования роста производительности труда может быть использовано соотношение фонда потребления (фонда заработной платы) и уровня производительности труда на предприятии. Известно, что производительность труда выступает как важнейший показатель, характеризующий работу предприятий. Она определяется многими факторами - квалификацией работников, состоянием производственного аппарата и организации производства, уровнем его иновационнос- ти, эффективностью системы управления и другими.
Соотношение темпов роста фонда потребления (Зпл) и производительности труда (Птр) на предприятии характеризует коэффициент опережения:

Используя этот показатель можно поставить величину налога на прибыль предприятия в зависимость от динамики опережения темпов роста фонда потребления над темпами роста производительности труда. Если коэффициент опережения равен единице, то размер налога не меняется. Если же К gt; 1 , то в соответствии с его ростом увеличивается налог на прибыль. Если К lt; 1 , то налог на прибыль соответственно снижается. При этом полезно использовать повышающие (понижающие) ставки налога за каждый пункт (0,1) изменения коэффициента. Наряду с этим вложения из прибыли в инновационные мероприятия необходимо, как это делается за рубежом, освобождать от налога. Возможно частичное или полное освобождение в зависимости от сроков окупаемости вложений. Это будет стимулировать реализацию наиболее эффективных проектов.
Главным направлением дальнейшего развития налоговой системы в России является ее превращение в мощный комплексный рычаг формирования эффективной рыночной экономики, способной решать весь комплекс как текущих, так и перспективных социально-экономических задач.

Еще по теме 3. Повышение эффективности налогообложения:

  1. 5.2.4. Повышение эффективности использования городских земель
  2. §5. Ключевые показатели эффективности инвестиционной программы в системе управления энергокомпанией
  3. Повышение эффективности управления - основной ориентир институциональных преобразований
  4. § 2. Принципы международного экономического права в регулировании избежания двойного налогообложения
  5. §3. Правовое регулирование косвенного налогообложения: налог на товары и услуги
  6. §2. Уголовная политика в сфере налогообложения как самостоятельное направление в борьбе с преступностью.
  7. §2.1. Правовое регулирование налогообложения компаний в ЕС и ФРГ
  8. §2.2. Правовое регулирование налогообложения физических лиц в ЕС и ФРГ
  9. § 2. Особенности налогообложения сферы образования и науки
  10. Глава 1. Эволюция общетеоретической концепции функций государства и место в ней функции налогообложения

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес - Бухгалтерский учет - Вещное право - Государственное право и управление - Гражданское право и процесс - Денежное обращение, финансы и кредит - Деньги - Дипломатическое и консульское право - Договорное право - Жилищное право - Земельное право - Избирательное право - Инвестиционное право - Информационное право -