Бюджетный кредит юридическим лицам. Как получить? Условия предоставления бюджетного кредита 14 кому могут быть предоставлены бюджетные кредиты

Кредитование в России занимаются не только банки и небанковские депозитно-кредитные организации. Одной из разновидностью считаются государственные средства, направляемые на выдачу займов юрлицам, прочим участникам бюджетной системы и даже иностранным государствам.

Откуда поступают деньги для бюджетных займов, и кто готов их ссудить, рассмотрим ниже.

Как формируется фонд правительства

Предоставлять деньги компаниям из бюджета возможно за счет иностранных кредитов, с обязательной денег, полученных юрлицам ранее. Дополнительно есть ряд условий, поступающих уже из бюджетного кодекса страны.

В частности, средства идут на согласование ссуды для юридических предприятий и муниципальных организаций. Разрабатывается ежегодная программа государственных займов России, где расписаны лимиты, проценты, сроки выдачи рублей.

Также указан и получатели денег. Инициировать предоставление помощи может ЦБ РФ.

Кто может претендовать

Как и с банковскими займами, составляется договор, где прописываются все сторон. Стоит условие об возвратности денег, предоставляются весомые доказательства платежеспособности, есть обеспечение и прочие гарантии для правительства.

Возможно, будет иметь место поручительство от физлиц и юрлиц. В некоторых программах прописывается залог в виде ликвидного имущества стоимостью до 100% от размера выданного кредита.

Программа никогда не будет согласована, если заёмщики, поручители, созаёмщики уже получили ранее помощь из бюджета, либо, наоборот, успели ее просрочить.

Государственные органы, уполномоченные выдавать бюджетные кредиты, принимают во внимание поручительство юрлиц, когда величина их собственности (всех активов в данном случае) немногим меньше, чем уровень 3 ссуд, по которым они планируют выступать гарантами.

Платежеспособность заёмщиков

В процессе согласования принимает непосредственное участие Министерство финансов РФ, а также органы муниципального образования, которые включены в перечень для выполнения таких действий. Тщательно проводится оценка финансового состояния предприятия, его поручителя, созаемщика.

Даже после получения рублей от правительства уполномоченные органы продолжают контролировать платежеспособность получателя и всех участников сделки.

Если обнаружиться, что показатели падают, то согласно условиям договора, некоторые пункты об обеспечении ссуды могут измениться.

Нарушение соглашения

В случае расходования бюджетных денег на цели, не указанные в кредитном договоре, а также при отсутствии гарантий по выполнению обязательств, государство просто потребует немедленного возврата средств.

Когда мирного урегулирования вопроса достичь не получается, схема выдачи государственных средств предусматривает денег. В этом случае меры направлены не только на плательщика, но и всех его гарантов.

Инициируется продажа залогового имущества. Обязательства будут считаться погашенными, когда последний платеж осядет на счетах ЦБ России.

Если вы хотите узнать, как получить кредит без отказа? Тогда пройдите по

Что такое бюджетные кредиты: понятие и суть займов. Основные виды бюджетных кредитов в России. Источники финансирования бюджетных кредитов. Кто может получить бюджетный кредит: правила предоставления и условия погашения займа, читайте на сайт

Сущность и функции бюджетных кредитов

Бюджетным кредитом называют средства, предоставляемые юрлицам либо иному бюджету при условии их возврата или возмещения. Подобного рода кредитные отношения регулируются Бюджетным Кодексом РФ (действует с 01.01.2000 года).

Основной задачей займов бюджетного вида является централизованное перераспределение финансов в стране.

Подобное кредитование характеризуется тремя функциями:

  • Фискальной.
  • Регулирующей.
  • Контролирующей.

Бюджетный кредит способен:

  1. Финансировать бюджетный дефицит.
  2. Выровнять уровень условий жизни россиян с точки зрения социально-экономического вектора.
  3. Отрегулировать экономическое функционирование регионов.
  4. Поддержать муниципальные образования в аспекте решения различных задач (социальных, экономических).
  5. Оказать содействие приоритетным экономическим секторам и видам деятельности.

Таким образом, еще одной функцией бюджетного кредита является стимулирование (сдерживание) экономического развития. В Российской Федерации подобная форма кредитования применяется не так давно – после перехода экономики страны к рыночным принципам.

На какие цели предоставляются бюджетные кредиты?

Бюджет утверждается с учетом определенных целей, соответственно в него изначально предусматриваются определенные статьи кредитования. Поэтому бюджетные займы относят к целевым средствам.

Получив подобный кредит субъект РФ имеет право:

  • Частично перекрыть бюджетный дефицит.
  • Ликвидировать кассовый разрыв временного характера, возникший в процессе исполнения бюджета.
  • Устранить последствия стихийных бедствий или аварий техногенного типа, которые произошли на территории России.

Юридическим лицам без участия зарубежного капитала (российским предприятиям), бюджетное кредитование предоставляется в основном для структурной перестройки производства, его модернизации и так далее.

Какие виды бюджетных кредитов существуют в РФ: отличие муниципальных от государственных

Если говорить о понятии «государственного кредита» (о его сути), то данный термин употребляется в более широком смысле, нежели «бюджетное кредитование»:

  1. Государство может быть должником (заемщиком) , если привлекает средства кредиторов. К таким отношениям на основе соответствующих договоров относят: госзаймы, кредиты, полученные от кредитных организаций, зарубежных государств, международных организаций.
  2. Государство может являться кредитором – предоставлять средства из бюджета с условием возврата. То есть выдавать бюджетные кредиты субъектам РФ, предоставлять займы другим странам, юрлицам и так далее.

Правильней рассматривать бюджетное кредитование как особую разновидность госкредитов. Различают несколько видов бюджетных займов.

Они предназначены для разных просителей:

  • Юридических лиц, не имеющих статуса госпредприятия или организации муниципального значения.
  • Государственных либо муниципальных учреждений (предприятий).
  • Разноуровневых бюджетов из бюджетной системы России.
  • Иностранных юрлиц.

Кому выдают бюджетные кредиты: особенности предоставления займа юридическим лицам и бюджетным учреждениям

Как отмечалось выше, бюджетное кредитование доступно:

  1. Субъектам РФ.
  2. Муниципальным образованиям.
  3. Юридическим лицам.

Кредитование происходит на договорной основе с учетом законодательных документов:

  • Гражданского законодательства РФ.
  • Бюджетного Кодекса (прочих решений), где прописаны условия подобного кредитования.

Основное требование при выдаче кредита бюджетного вида к бюджетным учреждениям – отсутствие финансового долга по отношению к соответствующему бюджету. Оно применимо и к юридическим лицам. Однако добавляется еще одно – отсутствие задолженности по бюджетным выплатам, то есть не должно быть долгов перед бюджетной системой РФ. Исключение составляет реструктуризация задолженности. Если рассматривается кредитование зарубежных юрлиц, то они могут претендовать на целевой вид валютного займа.

На каких условиях выдаются бюджетные кредиты?

Главными принципами (условиями) выдачи кредитов являются следующие пункты:

  1. Целевое назначение получаемого займа . В процессе формирования бюджета фиксируется перечень подобных целей. Именно на них впоследствии и выделяются средства. Кроме того, определяются условия получения, период погашения, размер процентов и прочие условия для заемщиков, включая пени.
  2. Возвратность кредита с выплатой процентных начислений . Срок кредитования с перечнем правил по выплатам отражается в кредитном договоре.
  3. Просящая кредит сторона в обязательном порядке подтверждает свою платежную способность высоколиквидным обеспечением : банковской гарантией, поручительством третьей стороны, имущественным залогом. Исключение лишь для государственных образований РФ.

Как получить бюджетный кредит: порядок предоставления и сроки

Все начинается с оформления заявки, в которой указано предназначение кредитных средств.

Юридическим лицам также следует предоставить:

  • Учредительную и финансовую (подразумевается отчетность за последние 12 месяцев) документации.
  • Гарантийное обеспечение возврата средств (залог, полностью покрывающий заем, гарантии от банка или государства).

Срок кредитования:

  1. Для лиц в юридическом статусе – до 5-ти лет.
  2. Для бюджетных организаций – до 3-х лет.

Юрлицам кредит выдается только после проведения ревизии их финансовой отчетности. В некоторых случаях проверяются гаранты и поручители.

Основы бюджетного кредитования в России регламентируй и ст. 93.2-93.5 и главой 15 БК РФ, а правоотношения сторон, вытекающие из кредитного договора, - гражданским законодательством.

Бюджетный кредит - это денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, юридическому лицу (за исключением государственных и муниципальных учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основе.

В Российской Федерации бюджетные кредиты по направлениями заемщикам делятся на две большие группы:

1) внутренние бюджетные кредиты , в том числе:

■ межбюджетные кредиты (предоставляются одним бюджетом другому бюджету),

■ бюджетные кредиты (предоставляются юридическим липам, в том числе инвестиционный налоговый кредит);

2) внешние государственные кредиты (внешние долговые требования Российской Федерации), в том числе:

■ бюджетные кредиты иностранным государствам,

■ бюджетные кредиты иностранным юридическим лицам

В свою очередь внутренние бюджетные кредиты по источники и заемных средств подразделяются:

■ на кредиты федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам;

■ кредиты бюджетов субъектов РФ местным бюджетам (допускается возможность их предоставления федеральному бюджету)

­■ кредиты бюджетов муниципальных районов бюджетам город­ских и сельских поселений;

■ бюджетные кредиты за счет средств целевых иностранных кре­дитов (заимствований) субъектам РФ, муниципальным обра­зованиям и юридическим лицам.

Внутренний бюджетный кредит может быть предоставлен Российской Федерации, субъекту РФ, муниципальному образованию или юридическому лицу на основании договора, заключенного на условиях и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующими законами (решениями) о бюджете.

При этом одним из ос­новных условий для субъекта РФ, муниципального образования юридического лица является отсутствие у них просроченной задолженности по денежным обязательствам перед соответствующим бюджетом (публично-правовым образованием), а для юридических лиц - по обязательным платежам в бюджетную систему.

Бюджетные кредиты субъектам РФ, муниципальным образовани­ям и юридическим лицам могут предоставляться за счет целевых иностранных кредитов (заимствований).

Бюджетный кредит предоставляется на условиях возмездности (если иное не предусмотрено БК РФ или законом о бюджете) и воз­вратности.

Заемщики обязаны вернуть бюджетный кредит и уплатить проценты за пользование им в порядке и в сроки, предусмотренные условиями предоставления кредита и (или) договором. Цели, условия и порядок предоставления бюджетных кредитов, бюджетные ассигно­вания для этих целей (в пределах финансового года и на срок, выходя­щий за пределы финансового года), ограничения по получателям кре­дитов (заемщикам) устанавливаются при утверждении бюджета на очередной год и плановый период.

Бюджетный кредит предоставляется только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату кредита, за исключением случаев, когда заемщиком выс­тупает Российская Федерация или субъект РФ.

Способами обеспече­нии кредита юридическим лицом и муниципальным образованием мо­гут быть только банковские гарантии, поручительства, государственные и муниципальные гарантии, залог высоколиквидного имущества (не менее 100% предоставляемого кредита). При этом гарантии и поручители не должны иметь просроченных задолженностей по обязательным платежам в бюджетную систему и по денежным обязательствам перед бюджетом.

К юридическим лицам (поручителям и г|арантодателям) предъявляется еще одно требование: величина их чистых активов должна быть не меньше трехкратной суммы предоставляемого кредита .

Еще одним обязательным условием предоставления бюджетного кредита юридическому лицу является проведение уполномоченным органом предварительной проверки финансового состояния этого лица, а также финансового состояния его гаранта и поручителя. Кроме того, уполномоченный орган (или уполномоченное им лицо) обязан осуществлять постоянный контроль финансового состояния юридического лица - заемщика (его гаранта или поручителя), вести учет его основных средств и обеспечительных обязательств до момента полного выполнения кредитных обязательств. Параллельно органами публичной власти осуществляется проверка целевого использования кредита. При выявлении у заемщика недостаточности обеспечения возврата кредита или существенного ухудшения финансового состояния, его гаранта или поручителя, обеспечение исполнения обязательств заемщика подлежит полной или частичной замене.

Если заемщик не способен выполнить условия, а также в случае нецелевого использования заемных средств бюджетный кредит подлежит досрочному возврату.

Предоставление бюджетных кредитов из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и из регионального бюджета местным бюджетам осуществляется на срок до одного года , за исключением бюджетных кредитов, выдаваемых за счет средств целевых иностранных (заимствований), в случае реструктуризации задолженности кредиты предоставляются в пределах бюджетных ассигнований.

Если предоставленные бюджетные кредиты не были погашены в установленные сроки, остаток непогашенных ссуд, включая штрафы и пени, взыскивается за счет межбюджетных трансфертов (дотаций и субсидий из вышестоящего бюджета) и за счет отчислений от федеральных и региональных налогов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты.

В аналогичном порядке предоставляются бюджетные кредиты бюджетам поселений из бюджетов муниципальных районов.

Средства от возврата предоставленных бюджетных кредитов, включая плату за пользование ими, зачисляются в соответствующие бюджеты.

Нужно отметить, что особую форму в составе внутренних бюджетных кредитов юридическим лицам составляет инвестиционный на логовый кредит, порядок предоставления которого регламентируется

НК РФ (ст. 66-68). Он представляет собой изменение срока уплаты

налога, при котором юридические лица на основе договора имеют возможность в течение определенного времени (от одного года до 5 лет) и в определенных пределах (не более 50% общей суммы налога) уменьшать свои платежи по налогу на прибыль, по региональным и местным налогам с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется организациям при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

Проведение опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ,

Технического перевооружения собственного производства (в размере не более 30% стоимости приобретаемого оборудования);

Осуществление внедренческой или инновационной деятельности; -

Выполнение особо важного заказа по социально-экономическому развитию. Проценты по этому кредиту устанавливаются в границах от 50 % до 70% ставки рефинансирования Банка России.

Внешние бюджетные кредиты выступают в форме внешних долговых требований Российской Федерации, т.е. финансовых обязательств иностранных государств и иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией как кредитором, включая долговые требования, возникающие в связи с предоставлением банком - агентом Правительства РФ государственных экспортных кредитов иностранным заемщикам или их банкам-кредиторам.

БК РФ (глава 15) выделяет следующие формы внешних бюджетных кредитов (внешних долговых требований):

■ государственный финансовый кредит;

■ государственный экспортный кредит;

■ государственные гарантии иностранного государства по возврату государственного экспортного кредита.

Государственный финансовый кредит представляет собой форму бюджетного кредита, при которой Российская Федерация предоставляет денежные средства иностранному заемщику в объеме и на условиях, предусмотренных соглашением между Правительством РФ и правительством иностранного государства.

Государственный экспортный кредит - это форма бюджетного кредита, при которой за счет бюджетных средств осуществляется оплата товаров и услуг, экспортируемых в пользу иностранного заемщика-импортера, в объеме и на условиях, предусмотренных соглашением между Правительством РФ и правительством иностранного государства, а также договором между банком - агентом Правительства РФ и иностранным заемщиком-импортером или его банком-кредитором при наличии государственной гарантии иностранного государства по возврату этого кредита.

В любом случае платежи в погашение и за обслуживание экспортного кредита осуществляется в пользу Российско Федерации (зачисляются в федеральный бюджет).

Государственная гарантия иностранного государства по возврату государственного экспортного кредита, предоставляемого банком -агентом Правительства РФ иностранному заемщику-импортеру или его кредитору, предусматривает обязательство о безусловной уступке (полностью или частично) российским юридическим лицом-экспортером или банком - агентом Правительства РФ своих прав по гарантии Правительству РФ.

Внешние бюджетные кредиты (долговые требования) Российской Федерации образуют внешний долг иностранных государств и иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией. Общий ее размер включает в себя номинальные суммы:

■ долга иностранных государств и юридических лиц по предо­ставленным бывшим СССР и Российской Федерацией креди­там за счет бюджетных средств;

■ долга иностранных юридических лиц, возникшего до 1 января 1991 г. в связи с экспортом из бывшего СССР товаров и услуг за счет средств бюджета СССР;

■ долга иностранных государств и юридических лиц, по которо­му у Российской Федерации имеются права требования по до­говорам об уступке прав требования;

■ долга иностранных юридических лиц по предоставленным им банком-агентом Правительства РФ государственным экспор­тным кредитам.

Сведения о номинальной сумме внешнего долга перед Российской Федерацией предоставляются в составе документов к отчету об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год.

Предоставление внешних бюджетных кредитов осуществляется в соответствии с программой предоставления государственных финан­ совых и экспортных кредитов . Названная программа представляет coбой перечень государственных финансовых и экспортных кредитов на очередной финансовый год и плановый период.

По каждому из таких бюджетных кредитов в программе указываются: наименование иностранного государства и иностранного юридического лица - получа­теля государственного кредита; наименование гаранта возврата государственного кредита, если условиями договора предусматривается е гарантии; цели предоставления кредита; общая сумма государственного кредита на весь срок использования; процентная ставка по кредиту; срок погашения государственного кредита; прогноз объема бюджетных средств, направляемых на оплату товаров и услуг для го­сударственного экспортного кредита; прогноз объема предоставления денежных средств для государственного финансового кредита.

Программа предоставления государственных финансовых и экспортных кредитов утверждается при рассмотрении Государственной Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной плановый период.

В отдельных случаях может осуществляться реструктуризация долга иностранного государства и иностранного юридического лица, под которой понимается пересмотр условий погашения внешнего перед Российской Федерацией.

Реструктуризация может быть осуществлена с частичным списанием сумм основного долга и начислении процентов. Договор о реструктуризации внешнего долга перед Российской Федерацией подлежит ратификации, за исключением: 1) реструктуризации и (или) списания долга в рамках участия Российской Федерации в международных финансовых организациях и финансовых клубах; 2) реструктуризации и (или) списания долга, предусмотренных законом о федеральном бюджете на очередной год и плановый период.

БК РФ Статья 93.2. Бюджетные кредиты

1. Бюджетный кредит может быть предоставлен Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или юридическому лицу на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, на условиях и в пределах бюджетных ассигнований, которые предусмотрены соответствующими законами (решениями) о бюджете, с учетом положений, установленных настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.

Бюджетный кредит может быть предоставлен только субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или юридическому лицу, которые не имеют просроченной задолженности по денежным обязательствам перед соответствующим бюджетом (публично-правовым образованием), а для юридических лиц - также по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации, за исключением случаев реструктуризации обязательств (задолженности).

К правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении бюджетного кредита, применяется гражданское законодательство Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Бюджетные кредиты юридическим лицам, в том числе иностранным юридическим лицам, могут предоставляться только за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований), в случае реструктуризации обязательств (задолженности) юридических лиц по ранее полученным бюджетным кредитам, в случаях, установленных главой 15 настоящего Кодекса, а также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченным сроком завоза грузов, для целей закупки и доставки топлива, муки и других товаров по перечню , утверждаемому нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, в соответствующие субъекты Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

Особенности предоставления Российской Федерацией юридическим лицам бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований) устанавливаются статьей 93.5 настоящего Кодекса.

Особенности предоставления Российской Федерацией бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов) и взыскания задолженности по ним устанавливаются статьей 93.6 настоящего Кодекса.

Особенности предоставления Российской Федерацией бюджетных кредитов иностранным государствам, иностранным юридическим лицам устанавливаются главой 15 настоящего Кодекса.

2. Бюджетный кредит предоставляется на условиях возмездности, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или соответствующими законами (решениями) о бюджете, и возвратности.

При утверждении бюджета устанавливаются цели, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит, условия и порядок предоставления бюджетных кредитов, бюджетные ассигнования для их предоставления на срок в пределах финансового года и на срок, выходящий за пределы финансового года, а также ограничения по получателям (заемщикам) бюджетных кредитов.

Заемщики обязаны вернуть бюджетный кредит и уплатить проценты за пользование им в порядке и сроки, установленные условиями предоставления кредита и (или) договором.

3. Бюджетный кредит может быть предоставлен только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита, уплате процентных и иных платежей, предусмотренных соответствующим договором (соглашением), за исключением случаев, когда заемщиком является Российская Федерация или субъект Российской Федерации, государственная корпорация развития "ВЭБ.РФ".

(см. текст в предыдущей редакции)

Способами обеспечения исполнения обязательств юридического лица, муниципального образования по возврату бюджетного кредита, уплате процентных и иных платежей, предусмотренных законом и (или) договором, могут быть только банковские гарантии, поручительства, государственные или муниципальные гарантии, залог имущества в размере не менее 100 процентов предоставляемого кредита. Обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую степень ликвидности.

Не допускается принятие в качестве обеспечения исполнения обязательств юридического лица, муниципального образования государственных или муниципальных гарантий публично-правовых образований, поручительств и гарантий юридических лиц, имеющих просроченную задолженность по обязательным платежам или по денежным обязательствам перед соответствующим бюджетом (публично-правовым образованием), а также поручительств и гарантий юридических лиц, величина чистых активов которых меньше величины, равной трехкратной сумме предоставляемого кредита.

Оценка надежности (ликвидности) банковской гарантии, поручительства осуществляется соответственно Министерством финансов Российской Федерации, финансовым органом субъекта Российской Федерации, финансовым органом муниципального образования в установленном ими порядке.

При неспособности заемщика (юридического лица, муниципального образования) обеспечить исполнение обязательств по возврату бюджетного кредита, уплате процентных и иных платежей, предусмотренных соответствующим договором (соглашением), способами, предусмотренными настоящим пунктом, бюджетный кредит не предоставляется.

В случаях, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации, бюджетный кредит может быть предоставлен муниципальному образованию без предоставления им обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита, уплате процентных и иных платежей, предусмотренных соответствующим договором (соглашением).

4. Уполномоченные в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации, нормативными актами муниципальных образований органы государственной власти, органы местного самоуправления представляют соответственно Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации, муниципальное образование в договоре о предоставлении бюджетного кредита, а также в правоотношениях, возникающих в связи с его заключением.

5. Обязательным условием предоставления бюджетного кредита юридическому лицу является проведение предварительной проверки финансового состояния юридического лица - получателя бюджетного кредита, его гаранта или поручителя органами, указанными в пункте 4 настоящей статьи, или, по их поручению, уполномоченным лицом (далее - уполномоченное лицо).

Обязательными условиями предоставления бюджетного кредита, включаемыми в договор о его предоставлении, являются согласие получателя бюджетного кредита на осуществление уполномоченным органом, указанным в пункте 4 настоящей статьи, и органом государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения получателем бюджетного кредита условий, целей и порядка их предоставления, а также положения об ответственности получателя бюджетного кредита за нарушение обязательств в соответствии с законодательством Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

Уполномоченный орган, указанный в пункте 4 настоящей статьи, обеспечивает соблюдение требований к условиям предоставления бюджетных кредитов юридическим лицам, установленных нормативными правовыми актами, регулирующими предоставление указанных бюджетных кредитов, и договорами о предоставлении бюджетных кредитов.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. До полного исполнения обязательств по бюджетному кредиту органы, указанные в пункте 4 настоящей статьи, или по их поручению уполномоченные лица ведут учет основных и обеспечительных обязательств, а также в соответствии с условиями заключенных договоров (соглашений) осуществляют проверку финансового состояния заемщиков, гарантов, поручителей, достаточности суммы предоставленного обеспечения, за исключением бюджетных кредитов, предоставляемых в соответствии со статьей 93.6 настоящего Кодекса.

(см. текст в предыдущей редакции)

Проверка целевого использования бюджетного кредита осуществляется органами государственной власти и местного самоуправления, обладающими соответствующими полномочиями.

При выявлении недостаточности имеющегося обеспечения исполнения обязательств или существенного ухудшения финансового состояния гаранта или поручителя обеспечение исполнения обязательств заемщика подлежит полной или частичной замене в целях приведения его в соответствие установленным требованиям. При неспособности заемщика представить иное или дополнительное обеспечение исполнения своих обязательств, а также в случае нецелевого использования средств бюджетного кредита он подлежит досрочному возврату.

7. При невыполнении заемщиком, гарантом или поручителем своих обязательств по возврату бюджетного кредита, уплате процентов и (или) иных платежей, предусмотренных заключенным с ним договором, органы, указанные в пункте 4 настоящей статьи, или по их поручению уполномоченное лицо принимают меры по принудительному взысканию с заемщика, гаранта или поручителя просроченной задолженности, в том числе по обращению взыскания на предмет залога.

8. Заемщики, гаранты, поручители и залогодатели обязаны предоставлять информацию и документы, запрашиваемые уполномоченными органами (лицами) в целях реализации ими своих функций и полномочий, установленных настоящим Кодексом и иными правовыми актами.

9. Если иное не установлено договором, обязанность по возврату бюджетных кредитов считается исполненной со дня совершения Центральным банком Российской Федерации операции по зачислению (учету) денежных средств на единый счет соответствующего бюджета, по внесению платы за пользование ими, а также по внесению штрафов и пеней в случае, если предоставленные бюджетные кредиты не погашены в установленные сроки, на счет, указанный в пункте 1 статьи 40 настоящего Кодекса.

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Под реструктуризацией обязательств (задолженности) по бюджетному кредиту понимается основанное на соглашении предоставление отсрочек, рассрочек исполнения обязательств, а также прекращение первоначального обязательства с заменой его другим обязательством между теми же лицами, предусматривающими иной предмет или способ исполнения.

Условия реструктуризации обязательств (задолженности) по бюджетному кредиту устанавливаются соответствующими законами (решениями) о бюджете и принятыми в соответствии с ними актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации муниципального образования соответственно, которыми также определяется порядок проведения реструктуризации обязательств (задолженности) по бюджетному кредиту.

11. В порядке и случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о судопроизводстве, об исполнительном производстве и о несостоятельности (банкротстве), финансовые органы вправе принимать решения о заключении мировых соглашений, устанавливая условия урегулирования задолженности должников по денежным обязательствам перед соответствующим публично-правовым образованием способами, предусмотренными законом (решением) о бюджете.

12. Правительство Российской Федерации вправе устанавливать правила (основания, порядок и условия) списания и восстановления в учете задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией юридических лиц, являющихся конечными получателями средств федерального бюджета, предоставленных на возвратной основе, учитываемой в составе задолженности уполномоченных организаций (кредитных и иных организаций, их правопреемников), осуществлявших предоставление и (или) обеспечивавших возврат средств федерального бюджета на основании заключенных с федеральными органами исполнительной власти договоров, в том числе устанавливать состав документов, необходимых для списания и восстановления в учете указанной задолженности, требования к указанным документам.

Бюджетный кредит - это не что иное, как форма финансирования расходов, относящихся к бюджетным, которая предполагает предоставление определенных средств юридическим лицам. Также данный может быть предоставлен на возмездной или возвратной основе и другому бюджету. Все основные положения изложены в бюджетном кодексе.

Бюджетный кредит может быть предоставлен самым разным юридическим лицам. Отметим, что оно необязательно должно быть муниципальным унитарным или государственным. В подобных случаях происходит заключение специального договора, который основывается на нормах гражданского законодательства. Заемщик дает обязательства вернуть кредит в указанный срок.

Банковские гарантии в данном случае являются не единственными возврата полученных из бюджета средств. К таким способам также можно отнести залог имущества, поручительство. Заложено может быть не только имущество, но и акции, паи и так далее. Степень ликвидности обеспечения исполнения обязательств должна быть достаточно высокой.

Бюджетные кредиты имеют немало обязательных условий получения. К ним можно отнести заблаговременная проверка которое желает стать получателем такового. Выявленная неспособность обеспечения приводит к отказу в получении данных средств.

Муниципальные унитарные, а также государственные организации могут получить бюджетный кредит намного проще. Условия получения прописаны в гражданском законодательстве, а лимиты предусмотрены тем бюджетом, кредит из которого они желают получить. Все отчеты и дополнительная информация, которая так или иначе связана с использованием полученного кредита, должна сообщаться в уполномоченный орган.

Субъекты РФ могут получить из федерального бюджета определенную сумму более чем на год. Сама сумма должна быть прописана в законе о федеральном бюджете. Кредит выдается под установленный процент.

Имеют возможность получить кредит из бюджета субъекта. Срок также будет более одного года.

Как уже говорилось выше, чтобы получить бюджетный кредит необходимо четко и точно представить те цели, для достижения которых будут использоваться полученные средства. В дальнейшем заемщик может ждать проверку целесообразного использования денежных средств в любой момент времени.

В некоторых случаях приходится возвращать. Речь идет о тех конкретных ситуациях, когда удалось доказать, что заемщик тратит деньги не на достижение заранее указанных целей, тратит их необдуманно или не может представить какие-либо дополнительные гарантии исполнения обязательств.

В некоторых случаях заемщик или же его поручители оказываются не в состоянии расплатиться по бюджетному кредиту. При таком раскладе уполномоченные органы предпринимают попытки принудительно взыскать с самого заемщика, его гаранта или поручителя все необходимое. За несвоевременную уплату могут быть назначены дополнительные проценты. Увеличение срока бюджетного кредита практически не практикуется, добиться его крайне сложно.

Бюджетный кредит будет признан полностью уплаченным только с того момента, когда последний взнос будет зачислен в ЦБ РФ. С того момента все обязательств по кредитованию будут считать выполненными. В случае если все выплаты были своевременными, со временем заемщик сможет взять кредит из бюджета повторно.

Бюджетный кредит хорош тем, что предполагает большие суммы займа. Оформить его сложно, но при желании можно потратить время и пройти все необходимые проверки.