Военная коллегия (орган военного управления). Военная коллегия (орган военного управления) Президент военной коллегии

ВОЕННАЯ КОЛЛЕГИЯ, центральный орган военного управления в России в 1720-1812 годах. Образована Петром I вместо ряда приказов, подчинялась Сенату. В декабре 1717 года назначены 1-й и 2-й президенты Военной коллегии, начала работу в 1720 году.

В состав Военной коллегии входили присутствие (президент, вице-президент, члены-советники и асессоры) и канцелярия, состоявшая из повытий (позднее переименованы в конторы и экспедиции): армейского (ведало службой личного состава армии), артиллерийского, гарнизонного, приказного, рекрутского и аудиторского. При военной коллегии состоял прокурор (был подчинён генпрокурору Сената). До 1731 года Военной коллегии были подчинены Комиссариат (имел право не исполнять «противоправные» указы Военной коллегии и доносить о них в Сенат) и генерал-провиантмейстер (с 1726, с правом донесения о неправильных действиях Военной коллегии в Верховный тайный совет).

В 1736 году при реорганизации военного управления все лица и учреждения, принадлежавшие к военному ведомству, подчинены Военной коллегии, в её состав вошли главная канцелярия (комплектование, устройство, служба и инспектирование войск), особое повытье (дела о беглых военнослужащих, поступлении на военную службу недорослей и др.) и конторы: генерал-кригс-комиссариатская (сбор и распределение средств на военные нужды), обер-цалмейстерская (выдача жалованья), мундирная, провиантская, артиллерийская, фортификационная, счётная. В Москве находился филиал Военной коллегии - Военная контора (упразднена в 1797). В правление Елизаветы Петровны в 1742 году военное руководство децентрализовано, счётная контора упразднена, пост президента Военной коллегии в 1746-60-е годы был вакантным.

В 1763-64 годах президент коллегии стал личным докладчиком императрицы Екатерины II по военным делам. При Военной коллегии была создана секретная экспедиция (с 1797 воинская, ведавшая передвижениями и действиями войск и др.), в 1781 - счётная, в 1785 - инспекторская, в 1791 - комиссариатский департамент. Военной коллегии подчинили Главную провиантскую канцелярию (с 1797 провиантская экспедиция Военной коллегии) и Канцелярию главной артиллерии и фортификации (с 1796 артиллерийский департамент Военной коллегии). В 1798 году в Военную коллегию входили: канцелярия (армейская, гарнизонная, приказная, иностранная, рекрутская экспедиции, экспедиция по учреждению о школах и ремонтной части) и особые экспедиции Военной коллегии (воинская, счётная, инспекторская, артиллерийская, комиссариатская, провиантская, военно-сиротских учреждений), которые подчинялись Военной коллегии на правах отдельных учреждений.

В 1802 году Военная коллегия передана в ведение министра военно-сухопутных сил, артиллерийская экспедиция разделена на артиллерийскую и инженерную экспедиции, создана аудиторская экспедиция Военной коллегии. Ликвидирована Военная коллегия с принятием «Учреждения военного министерства».

Президенты Военной коллегии: А. Д. Меншиков (1-й президент, 1717-24), А. А. Вейде (2-й президент, 1717-20), А. И. Репнин (1724-26); М. М. Голицын (старший) (1730); В. В. Долгоруков (1730-31, 1741-46), Х. А. фон Миних (1732-41), принц Антон Ульрих (1741), Н. Ю. Трубецкой (1760-63), 3. Г. Чернышёв (1773-74), Г. А. Потёмкин-Таврический (1784-91), Н. И. Салтыков (1796-1802).

Лит.: Добровольский А. Основы организации центрального военного управления в России и в важнейших западноевропейских государствах. СПб., 1901; Столетие военного министерства. СПб., 1902. Т. 1: Исторический очерк развития военного управления в России.

Э.Фальконе. Памятник Петру I

Вся деятельность Петра I была направлена на создание сильного независимого государства. Осуществление этой цели могло быть реализовано, по мнению Петра, только через абсолютную монархию. Для образования абсолютизма в России была необходима совокупность исторических, экономических, социальных, внутри- и внешнеполитических причин. Таким образом, все проведенные им реформы можно считать политическими, поскольку результатом их осуществления должно было стать могущественное Российского государство.

Существует мнение, что петровские реформы носили спонтанный характер, были необдуманными и часто непоследовательными. На это можно возразить, что невозможно в живом обществе рассчитать все с абсолютной точностью на десятилетия вперед. Конечно, в процессе осуществления преобразований жизнь вносила свои коррективы, поэтому менялись планы и появлялись новые идеи. Порядок проведения реформ и их особенности были продиктованы ходом затяжной Северной войны, а также политическими и финансовыми возможностями государства в определенный период времени.

Историки выделяют три этапа петровских реформ:

  1. 1699-1710 гг. Происходят изменения в системе государственных учреждений, создаются новые. Реформируется система местного самоуправления. Устанавливается рекрутская система.
  2. 1710-1719 гг. Ликвидируются старые учреждения и создается Сенат. Проводится первая областная реформа. Новая военная политика приводит к строительству мощного флота. Утверждается новая законодательная система. Государственные учреждения переводятся из Москвы в Петербург.
  3. 1719-1725 гг. Начинают работать новые учреждения и окончательно ликвидируются старые. Проводится вторая областная реформа. Расширяется и реорганизовывается армия. Проводится церковная и финансовая реформы. Вводится новая система обложения и государственной службы.

Солдаты Петра I. Реконструкция

Все реформы Петра I закреплялись в форме уставов, регламентов, указов, имеющих одинаковую юридическую силу. А когда 22 октября 1721 г. Петру I был присвоен титул «Отца Отечества», «Императора Всероссийского», «Петра Великого», это соответствовало уже юридическому оформлению абсолютной монархии. Монарх не был ограничен в полномочиях и правах никакими административными органами власти и управления. Власть императора была широка и сильна в такой степени, что Петр I преступал обычаи, касавшиеся персоны монарха. В Воинском уставе 1716г. и в Морском уставе 1720 г. провозглашалось: «Его величество есть самовластный монарх, который никому в своих делах ответа дать не должен, но силу и власть имеет свои государства и земли яко христианский государь по своей воле и благомнению управлять» . «Монархова власть есть власть самодержавная, которой повиноваться сам Бог за совесть повелевает ». Монарх являлся главой государства, церкви, верховным главнокомандующим, высшим судьей, исключительно в его компетенции было объявление войны, заключение мира, подписание договоров с иностранными государствами. Монарх являлся носителем законодательной и исполнительной власти.

В 1722 г. Петр I издал Указ о престолонаследии, по которому монарх определял своего преемника «признавая удобного», но имел право лишить его престола, видя «непотребство в наследнике», «усмотря достойного». Законодательство определяло действия против царя и государства самыми тяжкими преступлениями. Всякий, «кто какое зло умышлять будет», и те, которые «вспомогали или совет подавали или, ведая, не известили», наказывались смертной казнью, вырыванием ноздрей или высылкой на галеры — в зависимости от тяжести преступления.

Деятельность Сената

Сенат при Петре I

22 февраля 1711 г. был образован новый государственный орган — Правительствующий сенат. Члены Сената были назначены царем из числа его ближайшего окружения (сначала в количестве 8 человек). Это были крупнейшие деятели того времени. Назначения и отставки сенаторов происходили по указам царя. Сенат был постоянно действующим государственным коллегиальным органом. В его компетенцию входило:

  • совершение правосудия;
  • решение финансовых вопросов;
  • общие вопросы управления торговлей и другими отраслями хозяйства.

В Указе от 27 апреля 1722 г. «О должности Сената» Петром I даны подробные предписания по вопросам деятельности Сената, регламентируются состав, права и обязанности сенаторов; устанавливаются правила взаимоотношений Сената с коллегиями, губернскими властями и генерал-прокурором. Но нормативные акты Сената не имели высшей юридической силы закона. Сенат только лишь принимал участие в обсуждении законопроектов и толковал закона. Но по отношению ко всем другим органам Сенат был высшей инстанцией. Структура Сената сложилась не сразу. Сначала Сенат состоял из сенаторов и канцелярии, а затем образовались два отделения: Расправная палата (как особое отделение до появления Юстиц-коллегии) и Сенатская контора (которая занималась вопросами управления). Сенат имел свою канцелярию, которая делилась на несколько столов: губернский, секретный, разрядный, приказный и фискальный.

Расправная палата состояла из двух сенаторов и назначаемых Сенатом судей, которые регулярно (ежемесячно) подавали в Сенат рапорты о делах, штрафах и розысках. Приговор Расправной палаты мог быть отменен общим присутствием Сената.

Основной задачей Сенатской конторы было недопущение текущих дел московских учреждений к Правительствующему Сенату, исполнение указов Сената, контроль исполнения сенаторских указов в губерниях. У Сената были вспомогательные органы: рекетмейстер, герольдмейстер, губернские комиссары. 9 апреля 1720 г. при Сенате была учреждена должность «приема челобитен» (с 1722г. – рекетмейстер), который принимал жалобы на коллегии и канцелярии. В обязанности герольдмейстера входило составление списков в государстве, дворян, наблюдением, чтобы от каждой дворянской фамилии в гражданской службе было не более 1/3.

Губернские комиссары следили за поместными, военными, финансовыми делами, набором рекрутов, содержанием полков. Сенат являлся послушным орудием самодержавия: сенаторы несли личную ответственность перед монархом, в случае нарушение присяги они подвергались смертной казни или попадали в опалу, отрешались от должности, наказывались денежными штрафами.

Фискалитет

С развитием абсолютизма учреждался институт фискалов и прокуратуры. Фискалитет являлся особой отраслью сенатского управления. Обер-фискал (глава фискалов) состоял при Сенате, но одновременно фискалы были доверенными лицами царя. Царь назначал обер-фискала, который приносил присягу царю и был ответственен перед ним. Компетенция фискалов была обозначена в Указе от 17 марта 1714 г.: проведывать про все, что «ко вреду государственному интересу быть может»; докладывать «о злом умысле против персоны его величества или измене, о возмущении или бунте», «не вкрадываются ли в государство шпионы», борьба со взяточничеством и казнокрадством. Сеть фискалов постоянно стала формироваться по территориальному и ведомственному принципам. Провинциал-фискал наблюдал за городовыми фискалами и один раз в год «учинял» за ними контроль. В духовном ведомстве во главе фискалов стоял протоинквизитор, в епархиях — провинциал-фискалы, в монастырях инквизиторы. С созданием Юстиц-коллегии фискальские дела перешли в ее ведение и контроль Сената, а после учреждения должности генерал-прокурора фискалы стали подчиняться ему. В 1723г. назначается генерал-фискал — высший орган для фискалов. Он имел право требовать к себе любое дело. Его помощником был обер-фискал.

Организация Прокуратуры

Указом от 12 января 1722 г. была организована Прокуратура. Затем последующими указами были учреждены прокуроры в провинциях и надворных судах. Генерал-прокурор и обер-прокуроры подлежали суду самого императора. Прокурорский надзор распространялся даже на Сенат. Указ от 27 апреля 1722 г. устанавливалась его компетенция: присутствие в Сенате («смотреть накрепко, дабы Сенат свою должность хранил») , контроль за фискалами («ежели что худо будет, немедленно доносить Сенату»).

В 1717-1719 гг. — период становления новых учреждений — коллегий. Большинство коллегий создавалось на базе приказов и являлись их преемниками. Система коллегий сложилась не сразу. 14 декабря 1717 г. было создано 9 коллегий: Военная, Ингстранных дел, Берг, Ревизион, Адмиралтейская, Юстиц, Камер, Штатс-контор, Мануфактур. Через несколько лет их стало уже 13. Присутствие коллегии: президент, вице-президент, 4-5 советников, 4 асессора. Штат коллегии: секретарь, нотариус, переводчик, актуариус, копиист, регистратор и канцелярист. При коллегиях состоял фискал (позднее прокурор), осуществлявший контроль за деятельностью коллегий и подчинявшийся генерал-прокурору. Коллегии получали указы только от монарха и Сената , имея право не исполнять указы Сената, если они противоречили указам царя.

Деятельность коллегий

Коллегия иностранных дел ведала «всякими иностранными и посольскими делами», координировала деятельность дипломатов, заведовала сношениями и переговорами с иностранными послами, осуществляла дипломатическую переписку.

Военная коллегия управляла «всеми воинскими делами»: комплектованием регулярной армии, управлением делами казачества, устройством госпиталей, обеспечением армии. В системе Военной коллегии находилась военная юстиция.

Адмиралтейская коллегия управляла «флотом со всеми морскими воинскими служители, к тому принадлежащими морскими делами и управлениями». В ее состав входили Военно-морская и Адмиралтейская канцелярии, а также Мундирная, Вальдмайстерская, Академическая, Канальная конторы и Партикулярная верфь.

Камер-коллегия должна была осуществлять «высшее надзирание» за всеми видами сборов (таможенные, питейные), наблюдала за хлебопашеством, собирала данные о рынке и ценах, контролировала соляные промыслы и монетное дело.

Камер-коллегия осуществляла контроль за государственными расходами, составляла государственный штат (штат императора, штаты всех коллегий, губерний, провинций) . Она имела свои провинциальные органы — рентереи, которые являлись местными казначействами.

Ревизион-коллегия осуществляла финансовый контроль за использованием государственных средств центральными и местными органами.

Берг-коллегии курировали вопросы металлургической промышленности, управление монетными и денежными дворами, руководили закупкой золота и серебра за границей, судебные функции в пределах ее компетенции. Была создана сеть местных органов Берг-коллегий.

Мануфактур-коллегия занималась вопросами промышленности, кроме горнодобывающей, управляла мануфактурами Московской губернии, центральной и северо-восточной части Поволжья и Сибири; давала разрешение на открытие мануфактур, регулировала выполнение государственных заказов, предоставляла льготы. В ее компетенцию входило также: ссылка осужденных по уголовным делам на мануфактурах, контроль производства, снабжение предприятий материалами. Она не имела своих органов в провинциях и губерниях.

Коммерц-коллегия содействовала развитию всех отраслей торговли, особенно внешней, осуществляла таможенный надзор, составляла таможенные уставы и тарифы, наблюдала за правильностью мер и весов, занималась постройкой и снаряжением купеческих судов, выполняла судебные функции.

Юстиц-коллегия руководила деятельностью губернских надворных судов; осуществляла судебные функции по уголовным преступлениям, гражданским и фискальным делам; возглавляла разветвленную судебную систему, состоявшую из провинциальных нижних и городских судов, а также надворных судов; действовала как суд первой инстанции по «важным и спорным» делам. Ее решения могли быть обжалованы в Сенате.

Вотчинная коллегия разрешала земельные споры и тяжбы, оформляла новые пожалования земель, рассматривала жалобы на «неправые решения» по поместным и вотчинным делам.

Тайная канцелярия занималась сыском и преследованиями по политическим преступлениям (например, дело царевича Алексея) . Существовали и другие центральные учреждения (старые сохранившиеся приказы, Медицинская канцелярия ).

Здание Сената и Святейшего Синода

Деятельность Синода

Синод — главное центральное учреждением по церковным вопросам. Синод назначал епископов, осуществлял финансовый контроль, ведал своими вотчинами и отправлял судебные функции в отношении ересей, богохульств, расколов и т.д. Особо важные решения принимались общим собранием — конференцией.

Административно-территориальное деление

Указом от 18 декабря 1708г. вводится новое административно-территориальное деление. Вначале было образовано 8 губерний: Московская, Ингерманландская, Смоленская, Киевская, Азовская, Казанская, Архангельская и Сибирская губернии. В 1713-1714 гг. еще три: из Казанской выделены Нижегородская и Астраханская губернии, из Смоленской — Рижская губерния. Во главе губерний находились губернаторы, генерал-губернаторы, которые осуществляли административную, военную и судебную власть.

Губернаторы назначались царскими указами только из числа близких к Петру I дворян. У губернаторов были помощники: обер-комендант регулировал военное управление, обер-комиссар и обер-провиантмейстер — губернские и др. сборы, ландрихтер — губернская юстиция, финансовые межевые и розыскные дела, обер-инспектор — сборы налогов с городов и уездов.

Губерния делилась на провинции (во главе — обер-комендант) , провинции — на уезды (во главе комендант) .

Коменданты были подчинены обер-коменданту, комендант — губернатору, последний Сенату. В уездах городов, где не было крепостей и гарнизонов, органом управления были ландарты.

Было создано 50 провинций, которые делились на округа — дистрикты. Провинциальные воеводы подчинялись губернаторам только по военным делам, в остальном они были независимы от губернаторов. Воеводы занимались розыском беглых крестьян и солдат, строительством крепостей, сбором доходов с казенных заводов, заботились о внешней безопасности провинций, а с 1722г. осуществляли судебные функции.

Воеводы назначались Сенатом и подчинялись коллегиям. Главной особенностью органов местного управления было то, что они исполняли одновременно административные и полицейские функции.

Была создана Бурмистерская палата (Ратуша) с подведомственными земскими избами. В их ведении находилась торгово-промышленное население городов по части сбора податей, повинностей и пошлин. Но в 20-х гг. ХVШ в. городское управление принимает форму магистратов. Были образованы Главный магистрат и местные магистраты при непосредственном участии губернаторов и воевод. Магистраты подчинялись им в вопросах суда и торговли. Провинциальные магистраты и магистраты городов, входящих в провинцию, представляли собой одно из звеньев бюрократического аппарата с подчинением низших органов высшим. Выборы в магистраты бурмистров и ратманов были возложены на губернатора.

Создание армии и флота

Петр I превратил отдельные наборы «даточных людей» в ежегодные рекрутские наборы и создал постоянную обученную армию, в которой солдаты служили пожизненно.

Петровский флот

Создание рекрутской системы проходило с 1699 по 1705 гг. с Указа 1699 г. «О приеме в службу в солдаты из всяких вольных людей». Система базировалась на классовом принципе: офицеры набирались из дворян, солдаты — из крестьян и иного податного населения. За период 1699-1725 гг. было проведено 53 набора, что составило 284187 человек. Указом от 20 февраля 1705г. были созданы гарнизонные внутренние войска, которые обеспечивали порядок внутри страны. Созданная русская регулярная армия показала себя в битвах под Лесной, Полтавой и в других сражениях. Реорганизацию армии осуществляли Разрядный приказ, Приказ военных дел, Приказ генерал-комиссара, Приказ артиллерии и др. Впоследствии были образованы Разрядный стол и Комиссариат, а в 1717г. создана Военная коллегия. Рекрутская система дала возможность иметь большую боеспособную армию.

Петр и Меньшиков

Российский флот тоже формировался из призываемых рекрутов. Тогда же была создана морская пехота. Военно-морской флот создавался в процессе войн с Турцией и Швецией. С помощью российского флота Россия утвердилась на берегах Балтики, что подняло ее международный престиж и сделало морской державой.

Судебная реформа

Она была проведена в 1719 г.и упорядочила, централизовала и усилила всю судебную систему России. Основная задача реформы — отделение суда от администрации. Во главе судебной системы стоял монарх, он решал наиболее важные государственные дела. Монарх, как верховный судья, многие дела разбирал и решал самостоятельно. По его инициативе возникли Канцелярии розыскных дел возникли по его инициативе, они помогали ему осуществлять судебные функции. Генерал-прокурор и обер-прокурор подлежали суду царя, а Сенат являлся апелляционной инстанцией. Суду Сената подлежали сенаторы (за должностные преступления) . Юстиц-коллегия была апелляционным судом по отношению к надворным судам, являлась органом управления над всеми судами. Областные суды состояли из надворных и нижних судов.

Президентами надворных судов были губернаторы и вице-губернаторы. Дела переходили из нижнего суда в надворный в порядке апелляции.

Камериры судили за дела, касавшиеся казны; воеводы и земские комиссары судили за побег крестьян. Судебные функции исполняли почти все коллегии, исключая коллегию Иностранных дел.

Политические дела рассматривали Преображенский приказ и Тайная канцелярия. Но поскольку порядок прохождения дел по инстанциям путался, губернаторы и воеводы вмешивались в судебные дела, а судьи — в административные, была проведена новая реорганизация судебных органов: нижние суды были заменены провинциальными и переходили в распоряжение воевод и асессоров, были ликвидированы надворные суды и их функции были переданы губернаторам.

Таким образом, суд и администрация вновь слились в один орган. Судебные дела чаще всего решались медленно, сопровождались волокитой и взяточничеством.

Состязательный принцип заменялся следственным. Вообще, судебная реформа проходила особенно беспланово и сумбурно. Судебная система периода петровских реформ характеризовалась процессом усиления централизации и бюрократизации, развитием сословного правосудия и служила интересам дворянства.

Историк Н. Я. Данилевский отмечал две стороны деятельности Петра I: государственную и реформативную («изменения в быте, нравах, обычаях и понятиях»). По его мнению, «первая деятельность заслуживает вечной признательной, благоговейной памяти и благословения потомства». Деятельностью второго рода Петр привнес «величайший вред будущности России»: «Жизнь была насильственно перевернута на иностранный лад».

Памятник Петру I в Воронеже

Военная коллегия учреждена Петром I вместо ряда военных учреждений в целях централизации военного управления. Образование Военной коллегии началось с назначением в 1717 г. первого президента генерал-фельдмаршала А.Д. Меншикова и вице-президента А.А. Вейде. 3 июня 1719 г. был объявлен штат Коллегии. Действовать Коллегия начала с 1.01.1720 г.

Коллегия состояла из присутствия, во главе с президентом (вице-президентом) и Канцелярии, подразделявшейся на повытья, ведавшие кавалерией и инфантерией, гарнизонами, фортификацией и артиллерией, а также ведением журналов входящих и исходящих документов. При Коллегии состояли нотариус, генерал-аудитор и генерал-фискал. Надзор за законностью решений осуществлял прокурор, подчинявшийся генерал-прокурору. К ведению Военной коллегии относилась организация службы сухопутной армии.
Кригскомиссариат и генерал-провиантмейстер, занимавшиеся вещевым и продовольственным обеспечением армии, формально подчинялись Военной коллегии, но обладали значительной самостоятельностью. В отношении артиллерийского и инженерного ведомств, во главе которых стояли Артиллерийская канцелярия и генерал-фельдцейхмейстер, Коллегия осуществляла лишь общее руководство.
В 1720-Х-1730-х гг. Военная коллегия подвергалась реорганизации, направленной на подчинение ей всех отраслей военного управления. В 1721 г. во вновь созданное Казачье повытье передано из ведения Коллегии иностранных дел управление донскими, яицкими и гребенскими казаками. В 1736 г. в состав Военной коллегии вошел Комиссариат, существовавший с 1711 г. как самостоятельное учреждение по снабжению армии. Штат 1736 г. закрепил новый состав Коллегии: присутствие, Канцелярия, ведавшая комплектованием, устройством, инспектированием и службой войск, а также делами о беглых, приемом на службу недорослей и некоторыми другими вопросами, и ряд контор (позднее переименованных в экспедиции) по отраслям управления. Во главе контор стояли директора, принимавшие участие в заседаниях Коллегии. Конторы решали дела самостоятельно, вынося на рассмотрение Коллегии лишь сложные и спорные вопросы. В этот период существовали Генерал-кригс-комиссариатская, Обер-цалмейстерская, Амуничная (Мундирная), Провиантская, Счетная, Фортификационная конторы и Артиллерийская канцелярия. Органом Коллегии в Москве была Военная контора.
С воцарением Елизаветы произошел возврат к децентрализации военного управления. В 1742 г. были восстановлены независимые ведомства - комиссариатское, провиантское, управление артиллерией и фортификацией. Счетная экспедиция была упразднена. После этого значение Военной коллегии как органа управления упало.
Усиление значения Военной коллегии началось с 1763 г., когда ее президент стал личным докладчиком Екатерины II по военным делам; введены новые штаты Коллегии. В 1781 г. в Военной коллегии восстановлена Счетная экспедиция, осуществлявшая контроль над расходами военного ведомства. В 1791 г. Коллегия получила новую организацию. Комиссариатское, провиантское, артиллерийское и инженерное ведомства вошли в состав Военной коллегии в качестве самостоятельных экспедиций (с 1796 г. - департаментов).
В 1798 г. утверждены новые штаты Коллегии. По ним она состояла из Канцелярии, делившейся на экспедиции (Армейскую, Гарнизонную, Приказную, Иностранную, Рекрутскую, По учреждению о школах и По ремонтной части), самостоятельных экспедиций (Воинской, Счетной, Инспекторской, Артиллерийской, Комиссариатской, Провиантской, Военно-сиротских учреждений) и Генерал-аудиториата.
С образованием Министерства военно-сухопутных сил в 1802 г. Военная коллегия вошла в его состав и была окончательно упразднена в 1812 г. Функции ее экспедиций перешли к вновь образованным департаментам Министерства.

Президенты Военной коллегии :

1724-1726 гг. - князь Репнин Аникита Иванович
1726-1728 гг. - вакансия

20.09.1728-1730 гг. - князь Голицын Михаил Михайлович
1730-1731 гг. - князь Долгорукий Василий Владимирович

24.01.1732-28.01.1741 гг. - граф Миних Бурхард Христофор
4.12.1741-1746 гг. - князь Долгорукий Василий Владимирович
1746-1755 гг. - вакансия

1755-1758 гг. - генерал-аншеф принц Голштейн-Бекский Петр-Август-Фридрих - директор

16.08.1760-1763 гг. - князь Трубецкой Никита Юрьевич
22.09.1773-1774 гг. - генерал-фельдмаршал

Военная коллегия I Вое́нная колле́гия

в России, высший центральный орган военного управления, образованный Петром I в 1717-20 вместо ряда военных приказов (См. Приказы) в целях централизации военного управления. В. к. состояла из экспедиций по делам пехоты и кавалерии, артиллерии и фортификации, по гарнизонным делам. Президент В. к. (первый - А. Д. Меншиков) входил в состав Сената. Со 2-й четверти 18 в. В. к. подверглась реорганизации с подчинением ей всех лиц и учреждений высшего военного управления. Исполнительными органами В. к. были: главная канцелярия, ведавшая комплектованием, устройством, инспектированием и службой войск. Остальными вопросами ведали соответствующие конторы, переименованные позже в экспедиции. Те и другие решали дела самостоятельно, в В. к. выносились лишь сложные и спорные вопросы. В Москве органом В. к. была особая Контора. В 1791 В. к. окончательно оформилась и стала включать все военные ведомства. В 1798 новая реорганизация В. к. приблизила её к структуре военного министерства, заменившего В. к. в 1802-1812.

II Вое́нная колле́гия

в СССР коллегия Верховного суда. Впервые В. к. была создана в 1924 в составе Верховного суда СССР и союзных республик. В. к. Верховного суда СССР (См. Верховный суд СССР) осуществляет надзор за судебной деятельностью военных трибуналов и непосредственно рассматривает уголовные дела, отнесённые законом к её ведению. Члены В. к., как и другие члены Верховного суда СССР, избираются Верховным Советом СССР. Включение В. к. в состав Верховного суда СССР способствует единству судебной практики и укреплению законности при отправлении правосудия. В. к. подсудны уголовные дела исключительной важности и дела о преступлениях высших офицеров; она также вправе принять к своему производству в качестве суда первой инстанции любое дело, подсудное военному трибуналу. Если В. к. рассматривает уголовные дела в качестве суда первой инстанции, она действует в составе председательствующего (председателя В. к., его заместителя и члена В. к.) и двух народных заседателей Верховного суда СССР, состоящих на действительной военной службе. Дела по жалобам и протестам В. к. рассматривает в составе трёх членов коллегии. В кассационном порядке В. к. рассматривает дела по частным жалобам и протестам на приговоры, решения и определения военных трибуналов округов, групп войск, флотов и отдельных армий. В порядке судебного надзора В. к. рассматривает дела по протестам председателя Верховного суда СССР, Генерального прокурора СССР и их заместителей, председателя В. к. и Главного военного прокурора на приговоры, решения и определения военных трибуналов округов, групп войск, флотов и отдельных армий.

В. к. возглавляет председатель, который, помимо руководства работой В. к. и участия в судебном рассмотрении дел, организует проверку деятельности, руководит изучением судебной практики и судебной статистики военных трибуналов и т.д. Судебный надзор за деятельностью В. к. осуществляется Верховным судом СССР. В частности, пленум Верховного суда СССР заслушивает отчёты председателя В. к. и даёт соответствующие указания, рассматривает протесты председателя Верховного суда СССР и Генерального прокурора СССР на приговоры и определения В. к. и др. Деятельность В. к. регулируется Положением о Верховном суде СССР 1957 (с изменениями и дополнениями от 30 сентября 1967) и Положением о военных трибуналах (1958).

В. И. Теребилов.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Военная коллегия" в других словарях:

    См. Военные суды … Юридический словарь

    ВОЕННАЯ КОЛЛЕГИЯ, центральный орган военного управления в России в 18 начале 19 вв. Создана в 1717 указом царя Петра I вместо ряда военных приказов в целях централизации военного управления. В 1802 1812 реорганизована в Военное министерство.… … Русская история

    Военная коллегия - центральный орган военного управления России в XVIII начале XIX в. Учреждена указом Петра I от 11.12.1717 г., начала действовать с 1.01.1720 г. Президент В.к. входил в состав Сената. Порядок производства дел определялся генеральным регламентом от … Энциклопедия права

    У этого термина существуют и другие значения, см. Военная коллегия (значения). Военная коллегия высший орган военного управления в Российской империи в течение XVIII века, одна из коллегий, учрежденных Петром I. Содержание 1 История 2… … Википедия

    В России, высший центральный орган военного управления в XVIII в. Создан в 1717 1720 вместо ряда военных приказов в целях централизации военного управления. В 1802 1812 реорганизована в Военное министерство. * * * ВОЕННАЯ КОЛЛЕГИЯ ВОЕННАЯ… … Энциклопедический словарь

    Военная коллегия - ВОЕННАЯ КОЛЛЕГІЯ, органъ центр. воен. упр нія, образованный Петромъ В. въ 1 ой пол. XVIII в. наряду съ другими госуд. коллегіями. Образованіе В. колл. началось назначеніемъ въ 1717 г. 1 го президента ген. фельдм. кн. Меншикова и 2 го през та ген … Военная энциклопедия

    Учреждена была в России Петром I в 1719 г. по примеру иностранных держав для высшего управления военно сухопутными силами. В ней присутствовали президент, вице президент и несколько членов из генералитета. При В. коллегии состояла своя канцелярия … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    ВОЕННАЯ КОЛЛЕГИЯ - центральный орган военного управления в России в XVIII – начале XIX в. Создана указом Петра I от 11 декабря 1717 г., начала действовать с 1 января 1720 г. По указу от 3 июня 1719 г. включала президента, 2 го президента (после 1720 г. – вице… … Российская государственность в терминах. IX – начало XX века

    1 . в России высший центр. орган воен. управления, образованный Петром I в 1717 20 вместо ряда воен. приказов в целях централизации воен. управления; состояла из экспедиций по делам пехоты и кавалерии, артиллерии и фортификации, по гарнизонным… … Советская историческая энциклопедия

    ВОЕННАЯ КОЛЛЕГИЯ - одно из основных структурных подразделений Верховного Суда РФ. К ее ведению отнесены, наряду с рассмотрением дел по первой инстанции (см.: Верховный Суд РФ), кассационная проверка приговоров и иных решений военных судов среднего звена, а также… … Энциклопедический словарь конституционного права

Книги

  • Большевистский порядок в Грузии Издание в двух томах Том 1 Большой террор в маленькой кавказской республике Том 2 Документы и статистика комплект из 2 книг , Юнге М., Бонвеч Б. (сост.). Впервые в историографии Большого террора на примере Грузии исследуются все вместе три главные массовые операции НКВД: операция по приказу № 00447 ("кулацкая" операция), операция по"…

ВОЕННАЯ КОЛЛЕГИЯ (1717-1812), орган центрального военного управления, созданный именным указом Петра I от 10 дек. 1719 наряду с другими государственными коллегиями вместо упраздненного Приказа военных дел.

Создание Военной коллегии началось с указа от 11 дек. 1717, которым назначались 1-й (генерал-фельдмаршал кн. А. Д. Меншиков) и 2-й (генерал А. А. Вейде) президенты коллегии. По указу от 12 дек. 1718 о разделении дел между коллегиями и ведении их по новому порядку с 1 янв. 1720 к Военной коллегии отходили «армия и гарнизоны и все воинские дела, которые были ведомы в Воинском приказе». Указом от 3 июня 1719 был утвержден штат Военной коллегии: президент, вице-президенты и члены - советники в генеральском чине и асессоры в чине полковника. Основной структурной частью Военной коллегии являлась канцелярия, нескольким секретарям которой были поручены армейские, артиллерийские и гарнизонные дела. При дальнейшем совершенствовании структуры канцелярия Военной коллегии была разделена на экспедиции по заведованию кавалерией и инфантерией (пехотой), гарнизонными делами, артиллерией и фортификацией, по ведению журналов входящих и исходящих бумаг. При Военной коллегии состояли генерал-аудитор и генерал-фискал; за законностью решения дел наблюдал прокурор, непосредственно подчиненный генерал-прокурору правительства - Сената. В некотором подчинении Военной коллегии пребывали комиссариат и генерал-провиантмейстер; управление же артиллерийским и инженерным ведомствами, находившееся в руках генерал-фельдцейхмейстера и Артиллерийской канцелярии, оставалось почти независимым от Военной коллегии (коллегия имела над ними лишь неопределенное право «верховной дирекции»).

Т. к. учреждением Военной коллегии не была достигнута главная цель реформы - объединение деятельности военного управления в одном органе, в 1736, когда президентом являлся гр. Б. К. Миних, коллегия подверглась коренному переустройству. По закону от 26 янв. 1736 Военной коллегии были подчинены все лица и учреждения, принадлежавшие военному ведомству. Непосредственно при Военной коллегии состояли: главная канцелярия, ведавшая комплектованием, устройством, службой и инспектированием войск, и особое повытье, заведовавшее делами о беглых военнослужащих, о поступлении на военную службу недорослей и др. Все остальные дела ведомства были распределены между конторами, вскоре переименованными в экспедиции; конторы управлялись особыми директорами, принимавшими участие в заседаниях Военной коллегии. Контор было 7: генерал-кригс-комиссариатская (сбор и распределение денег на нужды военного ведомства), обер-цалмейстерская (выдача жалованья войскам), мундирная (снабжение войск амуницией), провиантская (заготовка и поставка в армию продовольствия и фуража, содержание сети провиантских магазинов и складов, поставка в армию лошадей), артиллерийская (заготовка и поставка в войска оружия, боеприпасов и артиллерии), фортификационная (строительство, содержание и ремонт крепостей) и счетная (ведение финансовой документации Военной коллегии). Органом (филиалом) Военной коллегии в Москве была особая Военная контора, учрежденная 16 сент. 1736.

На основании указов от 25 янв. и 15 февр. 1742 в самостоятельные ведомства выделялись комиссариатское, провиантское, а также заведование артиллерией и фортификацией. 8 дек. 1742 была упразднена счетная контора. Военная коллегия в это время настолько утратила свое значение как орган центрального военного управления, что даже пост ее президента с 1746 по 1760 не был занят.

В 1763-64 утверждались новые штаты Военной коллегии и ее экспедиций: президент коллегии становился личным докладчиком Екатерины II по военным делам. 10 авг. 1781, в президентство кн. Г. А. Потемкина, в составе Военной коллегии вновь появилась счетная экспедиция Военной коллегии для контроля над расходами по военному ведомству. По указу от 15 апр. 1791 «О новом образовании Военной коллегии» в ней опять объединилось высшее военное управление, причем ведомства комиссариатское, провиантское, артиллерийское и инженерное вошли в состав Военной коллегии как части одного целого в виде самостоятельных отделов, получивших название экспедиций и департаментов.

По изданным 5 янв. 1798 штатам преобразованной Военной коллегии в ее структуру входили: канцелярия Военной коллегии в составе экспедиций: армейской, гарнизонной, приказной, иностранной, рекрутской, по учреждению о школах и ремонтной части; особые экспедиции Военной коллегии, подчинявшиеся ей на правах отдельных учреждений (воинская, счетная, инспекторская, артиллерийская, комиссариатская, провиантская, военно-сиротских учреждений и генерал-аудиториат, созданный 24 янв. 1797 взамен аудиторской экспедиции).

Военная коллегия получила прочную внутреннюю организацию, в которой в главных чертах уже были намечены контуры будущей министерской структуры военного управления.

Манифест от 8 сент. 1802 «Об учреждении министерств» фактически учредил лишь должности 8 министров, распределив между ними действовавшие тогда коллегии и их части. Военная коллегия была передана в ведение министра военно-сухопутных сил С. К. Вязмитинова, но сохранила прежние принципы своей организации. 23 окт. 1802 произошло разделение артиллерийской экспедиции Военной коллегии на собственно артиллерийскую (ведала артиллерийскими частями, снабжением армии оружием, боеприпасами и артиллерийскими орудиями) и инженерную экспедицию Военной коллегии (ведала крепостями и укреплениями). С 1 янв. 1805 начала свою деятельность медицинская экспедиция Военной коллегии. Министр военно-сухопутных сил сносился с коллегией через департамент (канцелярию) министерства, образованный 7 янв. 1803.

Со вступлением на пост военного министра 13 янв. 1808 А. А. Аракчеева процесс становления единоначалия в военном ведомстве ускорился. С 17 янв. 1808 министерство именуется «военным», а его министр становится единственным докладчиком императору по военным делам; Военно-походная Его Императорского Величества канцелярия подчиняется военному министру. 24 янв. 1808 была введена должность товарища министра, именуемого дежурным генералом, которому передавались дела по боевой подготовке и снабжению армии, а также госпитали. Генерал-аудиторат был также подчинен военному министру.

При преемнике А. А. Аракчеева военном министре М. Б. Барклае-де-Толли 27 янв. 1812 было принято «Учреждение Военного министерства», ликвидировавшее Военную коллегию и утвердившее министерский принцип управления военным ведомством. И. К.