Отчет по педагогической практике магистранта пример. Отчет по научно-педагогической практике

НОУ ВПО «МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

Магистратура

КАФЕДРА ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

ОТЧЕТ

О ПРОХОЖДЕНИИ педагогичесКОЙ ПРАКТИКИ

В Главном Испытательном Космическом Центре Министерства Обороны Российской Федерации имени Г.С. Титова г. Краснознаменск

(место прохождения практики: войсковая часть 32103)

Выполнил

магистрант заочной формы обучения

группы М.МГ.2014 ВОИЗ ГП/2-4 Деркач М.В.

Научный руководитель практики Субботин Г.В.

Дата защиты ____________________

Оценка ________________

Москва 2015


Утверждаю

Заведующий кафедрой

______________________________

Фамилия, И.О.

« » _________ 2015 г.

ОТЧЕТ МАГИСТРАНТА

ПО ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

Я, Деркач Марианна Владимировна, в период с 16 марта 2015 г. по 13 апреля 2015 г. проходила педагогическую практику в Главном Испытательном Космическом Центре Министерства Обороны Российской Федерации имени Г.С. Титова г. Краснознаменск.

Научным руководителем моей практики был Субботин Георгий Викторович, преподаватель кафедры Гражданского права, кандидат юридических наук.

Целью моей педагогической практики была выработка умений решения педагогических задач по обучению, что предполагает понимание цели преподавания, а также условий и способов ее реализации на практике. Важным условием достижения поставленной цели является комплексное усвоение научных знаний в области юриспруденции, педагогики и психологии.

При прохождении научно-педагогической практики мною были поставлены следующие задачи:

Выработать способы подготовки и структурирования логического материала в соответствии с формой учебного занятия (лекционное или семинарское занятие);

Научиться устанавливать педагогические задачи, определять цели и задачи учебного курса;

Научиться подбирать необходимые формы и методы проведения учебного занятия, излагать содержание преподаваемого курса, исходя из понимания категории аудитории слушателей – профессиональных, возрастных и т.д.;



Освоить навыки подготовки учебно-методического обеспечения правовых дисциплин;

Отработать методы преподавания, направленные на повышение интеллектуальных способностей слушателей, развитию интереса к получению юридических знаний, общекультурных и нравственных ценностей;

Выработать технику анализа учебного занятия с учетом педагогического, психологического, предметного и методического аспектов.

Проведение практики было организовано в виде педагогической работы под руководством руководителя занятия. Был составлен и реализован план образовательной деятельности, разработаны и проведены занятия по профильным дисциплинам, продемонстрировано овладение современными методиками обучения.

Работа практики проводилась по следующему плану:

№ п/п Наименование работы. Сроки выполнения
1. Изучение специфики и преимуществ интерактивных методов обучения 16 марта 2015 года
2. Изучение теоретических основ разработки и проведения лекции как вида учебных занятий 19 марта 2015 года
3. Разработка информационной лекции на тему "Гражданско-правовой договор. Общие положения" 24 марта 2015 года
4. Проведение информационной лекции на тему "Гражданско-правовой договор. Общие положения" 27 марта 2015 года
5. Изучение теоретических основ разработки и проведения практического занятия как вида учебных занятий 30 марта 2015 года
6. Разработка практического занятия с интерактивными методами обучения на тему "Гражданско-правовой договор. Общие положения" 1 апреля 2015 года
7. Проведение практического занятия с интерактивными методами обучения на тему "Гражданско-правовой договор. Общие положения" 3 апреля 2015 года
8. Изучение теоретических основ порядка составления форм отчетности 7 апреля 2015 года
9. Разработка формы отчетности 8 апреля 2015 года
10. Изучение порядка проведения контроля знаний обучающихся в соответствии с разработанной формой отчетности, проверка результатов (тест, зачет, экзамен) 9 апреля 2015 года
11. Анализ результативности разработанных учебных занятий и форм отчетности 10 апреля 2015 года

Количество посещаемых и проанализированных учебных занятий – 5, количество самостоятельных проведенных занятий – 2 (учебная дисциплина: “Гражданское право”, тема занятий: “Гражданско-правовой договор. Общие положения”). В период практики были освоены такие формы проведения занятий как информационная лекция, практическое занятие, лекция с применением интерактивных форм обучения.

При проведении занятий в основном использовался демократический стиль общения – слушатели принимали активное участие в обсуждении преподаваемого материала. Данный стиль положительно сказывается на усвояемости предмета, увеличивается инициатива слушателей, что приводит к сохранению у них интереса к предмету и большей концентрации внимания на нем. Также использовалось общение на основе совместной творческой деятельности. Данный стиль общения можно рассматривать как предпосылку успешной совместной учебно-развивающей деятельности, так как увлеченность единым делом в результате порождает дружественность, заинтересованность работой, что в итоге превращается в совместный увлеченный поиск.

При анализе учебного занятия можно отметить, что выбор методов и средств обучения зависит от многих факторов, таких как: общие цели обучения, содержание материала и времени, отведенного на его изучение, форма и место проведения занятия, материально-техническое оснащение места занятия, особенности личности педагога, его квалификации и т.п.

При проведении информационной лекции была предоставлена отдельная аудитория с оснащением техническими средствами обучения. Количество слушателей составило 15 человек. На занятии проявляли открытость, внимательность. С интересом отнеслись к появлению иного преподавателя.

При проведении лекции с интерактивной формой обучения, техническое оснащение аудитории позволило часть излагаемого материала представить в виде презентации, что позволило не только сэкономить время при объяснении основных понятий и записи примеров текстов программ, но и улучшить наглядность предоставляемой информации. Также для объяснения некоторых принципов и методов учебного предмета и пояснении при ответе на вопросы использовалась доска.

Практическое занятие проходило в форме профессионально-ориентированной игры. Было предложено решить задачи и упражнения на самостоятельность мышления.

Все представленные формы преподавания начинались с формулировки темы, сообщения плана и рекомендуемой литературы для самостоятельного использования. Главной целью лекций было – дать обучающимся современные, взаимосвязанные, целостные научные знания. При подготовке к лекции мной была проделана следующая работа:

Уяснение целей лекции

Отбор нужного объема научного материала

Детальная проработка структуры лекции

Написание текста лекции

Отработка текста лекции и придание ему наглядности

Подготовка дидактических материалов к лекции

Выбор технических средств для проведения лекции

Решение организационных вопросов

Психологическая настройка на чтение лекции перед ее началом

При подготовке к практическому занятию для группы слушателей было составлено задание. В нем было отражено: тема, время, отведенное на данную тему, цели, учебные вопросы задания, методические отработки для каждого вопроса, дидактические материалы к занятию (слайды, схемы, графики, образцы документов), вопросы для самоконтроля. Для отработки задания слушатели были поделены на 3 группы, руководитель занятий устно разъяснил проигрываемую профессиональную ситуацию, выделяя нескольких слушателей из учебной группы для ее проигрыша, распределил роли (участники гражданско-правовых отношений) и обозначил командой начало возникновения ситуации. Участники группы имитировали действия фактически, творчески разыгрывая порученную им роль. В конце был проведен тщательный групповой разбор.

Самооценка по проделанной работе:

В процессе прохождения практики у меня возникли проблемы в основном психологического характера. Во-первых – это установление контакта с аудиторией, как достижение состояния обоюдной готовности к приему и передаче информации и поддержания взаимосвязи. Т.к. не представлялось возможным провести предварительный сбор информации о слушателях (социальное окружение, образ жизни, склонности, интересы, привычки), сбор информации осуществлялся непосредственно во время занятий. В процессе сбора данной информации я старался формировать коммуникативную компетентность, т.е. способность владеть инициативой в общении, эмоционально откликаться на состояние студентов, высказываться целостно, логично и связно, содержательно и продуктивно. Я считаю, что общение с людьми составляет основу профессиональной деятельности юриста любой специализации. Поэтому знание социально-психологических закономерностей общения является непременным условием его высокой квалификации. При получении знаний слушатели должны не только получать «сухую» информацию по определенному предмету, но и формировать собственные профессиональные компетенции в сфере профессионального общения. Специфика профессионального общения юриста требует от него высокоразвитых коммуникативных качеств, навыков и умений, которые формируются как в процессе обучения, так и в процессе самообразования и практики.

Заключение

За время прохождения практики я изучила основные цели и задачи организации учебно-воспитательной деятельности, изучила основные приемы организации образовательного процесса. Исследовала уровень развития учебного коллектива, изучила особенности ученического коллектива. За время практики мне удалось разработать и провести 2 урока и дать им анализ.

В течении практики мной были достигнуты все поставленные задачи, а именно:

Получение практических навыков планирования учебно-воспитательной работы в группе учащихся;

Приобретение опыта профессиональной деятельности педагога по подготовке к циклу уроков теоретического и практического обучения;

Получение начальных навыков проведения занятий по избранному предмету в группе учащихся.

Подпись руководителя занятия: Н.В. Захаров

__главный механик службы вооружения войсковой части 32103__________________________________________________________

Подпись магистранта М.В. Деркач

____________________________________________________________________________________________________________________

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

1. Преподаватель, посещающий занятие: Захаров Николай Васильевич, главный механик службы войсковой части 32103

2. Магистрант:

3. Название учебной дисциплины: Гражданское право

4. Форма занятия: информационная лекция

5. Контингент:

6. Тема занятия: "Гражданско-правовой договор. Общие положения"

7. Учебные задачи: данной информационной лекции довести до слушателей информацию которая содержатся в основных вопросах лекции:

· Понятие и значение договора

o Значение договора

o Форма договора

· Виды договоров

o Виды договоров по моменту возникновения обязательства

o Виды договоров по субъекту, в пользу которого совершен договор

o Виды договоров по соотношению прав и обязанностей сторон

o Виды договоров в зависимости от возмездности

o Виды договоров в зависимости от степени обязательности заключения договора

o Виды договоров по времени возникновения правоотношения

o Виды договоров в зависимости от участия сторон в согласовании условий договора

· Заключение договоров

o Общий порядок заключения договоров

o Заключение договора в обязательном порядке

o Заключение договора на торгах

· Изменение и расторжение договора

o Варианты изменения и расторжения договора

o Последствия изменения и расторжения договора

Виды договоров в гражданском праве. Имущественные и организационные договоры. Смешанные договоры. Публичный договор и договор присоединения.

Заключение договора. Порядок и стадии заключения договора. Оферта. Акцепт. Заключение договора в обязательном порядке. Заключение договора на торгах. Урегулирование разногласий, возникающих при заключении договора. Форма договора. Момент заключения договора.

Расторжение и изменение договора. Последствия расторжения или изменения договора. Расторжение или изменение договора по соглашению сторон. Расторжение или изменение договора вследствие одностороннего отказа от договора. Расторжение или изменение договора по требованию одной из сторон в судебном порядке. Расторжение и изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств. Рекомендуемая литература.

9. Методы и формы проведения занятия: информационная лекция

10. Активность работы студентов: можно отметить, что слушатели, в целом, были внимательны, дисциплинированы, активно анализировали информацию, делали конспективные записи. В процессе лекции систематически делались перерывы каждые 15-20 мин, некоторый материал подавался наглядно с помощью доски. Слушателям задавались вопросы, предложения сформулировать предложения и определения.

11. Самооценка магистранта (трудности, успехи): общеизвестно, что педагогическая деятельность носит творческий характер. На мой взгляд, творческий человек должен обладать своеобразной энергией, быть целеустремленным, самодостаточным, терпеливым. Любое творчество невозможно без определенных знаний и умений, и чем сложнее творческий процесс, тем полнее и глубже должны быть профессиональные знания. Уровень профессионализма напрямую зависит от сформированных преподавателем компетенций. Я могу с уверенностью сказать, что мне удалось добиться повышения своего педагогического мастерства. Я научилась излагать учебный материал логически стройно, доступно, интересно. Живой опыт всегда порождает его осмысление и анализ.

Дата посещения занятия27.03.2015 года


ПЛАН-КОНСПЕКТ

ФРАГМЕНТА ЗАНЯТИЯ

1. Преподаватель, проводящий занятие: Захаров Николай Васильевич, главный механик службы вооружения войсковой части 32103

2. Магистрант: Деркач Марианна Владимировна, студент 1 курса группы М.МГ.2014 ВОИЗ ГП/2-4

3. Название учебной дисциплины: Гражданское право

4. Форма занятия: практическое занятие

5. Контингент: личный состав учебной группы №3

6. Тема занятия: «Гражданско-правовой договор. Общие положения»

7. Учебные задачи: данного практического занятия заключаются в практической отработке со слушателями информации которая содержатся в пяти основных вопросах:

Понятие и значение договора

Виды договоров

Заключение договоров

Изменение и расторжение договора

Задача 1.

Жукова, являясь работником муниципального предприятия «Южанка», участвовала собственными средствами в строительстве жилого дома. Строительство жилого дома в установленные сроки не было завершено, и денежные средства, внесенные Жуковой, в связи с инфляцией обесценились.

В дальнейшем Жукова была уволена по сокращению штатов со снятием с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. Жукова обжаловала действия администрации предприятия в суде и потребовала восстановить ее на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Представитель предприятия в суде заявил, что между Жуковой и предприятием никаких гражданско-правовых отношений не возникло, поскольку Жукова не является стороной договора строительного подряда, а вопрос об учете нуждающихся в улучшении жилищных условий должен рассматриваться как условие трудового договора, который расторгнут в связи с ее увольнением по сокращению штатов.

Какое решение должен вынести суд? Изменится ли решение, если к моменту рассмотрения дела в суде жилой дом будет закончен строительством с привлечением внешнего инвестора?

Задача 2.

Тыквин заключил с Потаповым в простой письменной форме договор купли- Скворцов был осужден за разбойное нападение на квартиру Кузнецова к длительному сроку лишения свободы с конфискацией имущества. Гражданский иск, заявленный Кузнецовым в уголовном деле, был оставлен без рассмотрения. Кузнецов предъявил иск к Скворцову о возмещении стоимости похищенного, затрат по ремонту квартиры и компенсации морального вреда.

В ходе заседания Скворцов заявил, что затраты на ремонт квартиры должны возмещать сотрудники милиции, которые при его задержании взломали дверь и повредили мебель. В отношении стоимости похищенного следует иметь в виду, что большая часть имущества была возвращена Кузнецову, хотя и потеряла свой товарный вид. В отношении компенсации морального вреда Скворцов считал, что это дополнительное наказание не предусмотрено Уголовным кодексом и к нему не может быть применено, поскольку за совершенное преступление наказание ему уже назначено.

Есть ли основания для предъявления гражданского иска к Кузнецову?

Задача 3.

При отводе земельного участка для строительства высоковольтной линии электропередач решением администрации изъята часть земельного участка Мацнева, на которой был расположен сарай. Мацневу компенсировали потерю части земельного участка, предоставив землю в размере изъятой части через дорогу от его участка. Мацнев перенес сарай на вновь выделенный ему участок и предъявил к администрации требование о компенсации стоимости сарая, расходах на перенос сарая на новый участок, а также выплаты штрафных санкций, взысканных с него Комитетом по земельным ресурсам за несвоевременное оформление документов на новый участок и строительство сарая без разрешения.

Мацнев считал, что оформление прав на участок, а также на перенос сарая входит в обязанность администрации, по инициативе которой осуществлялось изъятие и выделение земельных участков.

Правильна ли позиция Мацнева? Какие правоотношения возникли данном случае?

9. Методы и формы проведения фрагмента занятия: данное занятие представляет собой практическое занятие (семинар). На практике проведения был организован как профессионально-ориентированная игра с элементами развернутой беседы, с последующим обсуждением в группе. Наряду с игрой в занятии использовалась система докладов по заранее заданным заданиям и метод оппонентов.

10. Активность работы слушателей: слушатели на занятии проявляли активность, интерес. Очень яростно высказывались собственные мнения, личные убеждения, коллективно выявлялись ошибочные взгляды, совершенствуя и закрепляя правильные. Методика занятия с обсуждением докладов предполагала по желанию слушателей назначать докладчиков, содокладчиков, оппонентов. Данный прием позволил удержать внимание слушателей на достаточном для усвоения предмета уровне.

11. Самооценка магистранта: в ходе занятия я определила, что большую часть успеха практического занятия зависит от степени подготовленности и проработанности занятия. Важно добиваться, чтобы каждый участник мог дать развернутое выступление по каждому вопросу плана. Нужно стараться максимально приблизить занятие к жизненной ситуации, выделить в обязательном порядке слабые и сильные стороны ситуации. Меня особенно порадовало, что разыгрывание ситуаций позволяет расширить уровень познания студентов.

Подпись преподавателя учебной дисциплиныЗахаров Н.В.

Подпись магистрантаДеркач М.В.

Дата посещения занятия03.04.2015 года


АНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ

1. Преподаватель, проводящий занятие: Захаров Николай Васильевич, главный механик войсковой части

2. Магистрант: Деркач Марианна Владимировна, студент 1 курса группы М.МГ.2014 ВОИЗ ГП/2-4

3. Название учебной дисциплины: Гражданское право

4. Форма занятия: практическое занятие в виде профессионально-ориентированной игры с системой докладов

5. Контингент: личный состав учебной группы №3

6. Тема занятия: Гражданско-правовой договор (общие положения)

7. Основные характеристики качества проведения занятий: Занятие - основная форма организации учебного процесса. Оно должно отвечать следующим требованиям:

- чёткость определения учебных задач занятия, выделение из них главной и второстепенных целей (изучение нового правила или закона, выработка умений и навыков и др.);

- единство образовательных и воспитательных задач;

- определение оптимального содержания и отбор учебного материала занятия в соответствии с его задачами, обеспечением занятия необходимым оборудованием и технической оснащённостью. На выполнение поставленных задач, отрицательно сказывается как перегрузка учебного материала, так и небольшой его объём;

- выбор наиболее рациональных методов и приёмов обучения, обеспечение познавательной активности слушателей, сочетание коллективной работы с дифференцированным подходом к обучению;

- связь теоретических знаний с практикой.

К посещению занятия была проведена тщательная подготовка, а именно:

Ознакомилась по учебнику с материалом темы. Изучила методическую и техническую литературу, которая необходима преподавателю для ведения занятия, а присутствующему преподавателю – для эффективного анализа занятия;

Ознакомилась с анализом ранее посещённых занятий преподавателя.

8. Соответствие содержания занятия теме учебной дисциплины: анализируя занятие, следует обратить внимание на соответствие содержания занятия учебной программе дисциплины. На данном занятии слушатели получили знания по теме в достаточном объёме, установленном программой. Материал излагался в большем объёме, чем предусмотрено программой. Содержание занятия было выдержанно с методической точки зрения, были реализованы принципы научности, наглядности, прочности и глубины знаний. При анализе изложения нового материала были отмечены:

Научная направленность, заключающаяся в строгом научном подходе к отбору материала и оценке его значимости;

Умение выделить главное, основополагающее;

Логическая последовательность и доказательность, которые обеспечивают систематический характер знаний, их осознанность;

Ясность, чёткость, доходчивость, способствующие прочному усвоению знаний, созданию необходимой основы для правильных обобщений и выводов;

Реализация межпредметных связей;

Использование конкретных научных и технических примеров, связь с практикой.

10. Активность слушателей на занятии: анализируя все виды деятельности слушателей на занятии, можно подчеркнуть:

Активность, заинтересованность, уровень самостоятельности работы слушателей;

Высокий уровень аналитического мышления;

Достаточную степень актуализации знаний (умение выделить ведущие идеи);

Хорошее развитие речи, письменных, графических и специальных навыков и умений;

Высокий уровень культуры, рациональности и эффективности труда студентов;

Хороший уровень организованности и дисциплинированности.

11. Общее впечатление от занятия: наблюдая, посещая и проводя занятие, я была корректной, придерживалась определённых правил поведения к слушателям и присутствующему преподавателю. Заботилась о содержании и методике занятия. Мне понравилось преподавать, так как считаю, что настоящий педагог проверяется на практике, на способности передать богатства познания, свою нравственную позицию.

12. Пожелания магистранта по проведению занятия: я считаю, что можно выделить несколько компонентов педагогического мастерства. Эти элементы могут служить показателями уровня освоения педагогической деятельности:

а) варьирование стимуляции учащегося может выражаться, в частности, в отказе от монологичной, монотонной манеры изложения учебного материала, в свободном поведении преподавателя в аудитории и т.д.;

б) привлечение интереса с помощью захватывающего начала (малоизвестного факта, оригинальной или парадоксальной формулировки проблемы и т.п.);

в) педагогически грамотное подведение итогов занятия или его отдельной части;

г) использование пауз или невербальных средств коммуникации (мимики, жестов, взгляда);

д) искусное применение системы положительных и отрицательных подкреплений;

е) постановка наводящих вопросов и вопросов проверочного характера;

ж) постановка вопросов, подводящих учащегося к обобщению учебного материала;

з) определение сосредоточенности внимания, степени включенности студента в умственную работу по внешним признакам его поведения.

Таким образом, педагогическое творчество эффективно там и тогда, когда оно опирается на высокую профессиональную педагогическую компетентность. Создание новой системы известных элементов – уже появление творчества, требующего учитывать социально-психологическое настроение группы, индивидуальные особенности и поставленные цели.

Подпись преподавателя учебной дисциплиныЗаахров Н.В

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

“ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ”

Факультет физический

Кафедра электроники

о научно-педагогической практике в вузе

магистранта 5 курса, физического факультета

Алексеева Михаила Юрьевича

в ВГУ с 20.10.2010г. по 30.11.2010г.

Воронеж 2010

1. Анализ учебной и внеаудиторной работы по предмету

Количество посещаемых и проанализированных вузовских учебных занятий (занятия у педагога-методиста и сокурсников-практикантов) – 5, количество самостоятельных проведенных занятий – 2 (учебная дисциплина: “Экспертные системы”, темы занятий: “Декларативное программирование”, “Логика и теория множеств”). В период практики были освоены такие формы проведения занятий как информационная лекция, практическое занятие и лекция вдвоем. Основной проблемой при подготовке и проведении занятий являлся недостаток опыта в организации подобных мероприятий: при подготовке к проведению первого занятия сложно было понять, с чего стоит начать лекцию, как привлечь внимание аудитории и будет ли ей вообще интересен предлагаемый для изучения материал.

2. Анализ собственного стиля педагогической деятельности практиканта

При проведении занятий в основном использовался демократический стиль общения – студенты принимали активное участие в обсуждении излагаемого материала. На мой взгляд, данный стиль положительным образом сказывается на усвояемости материала, так как увеличение инициативы студентов приводит к сохранению у них интереса к предмету, а следовательно, и большей концентрации внимания на нем. Кроме того, при демократическом стиле общения студенты не только проявляют интерес к работе, обнаруживая позитивную внутреннюю мотивацию, но и сближаются между собой в личностном отношении. Помимо демократического стиля, использовалось общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью. Мне кажется, этот стиль общения можно рассматривать как предпосылку успешной совместной учебно-развивающей деятельности, так как увлеченность общим делом - источник дружественности и одновременно дружественность, помноженная на заинтересованность работой, рождает совместный увлеченный поиск.

3. Общие выводы о практике

Мне кажется, что при прохождение педагогической практики закладывается тот самый фундамент, который в дальнейшем позволяет каждому студенту стать преподавателем (было бы только желание). Несмотря на небольшой период практики, в ходе нее студент приобщается к искусству педагогики и получает основные навыки общения с аудиторией.

Благодаря практике я смог лучше понять себя и группу, в которой учусь. Также я научился использовать различные жесты для пояснения материала, излагать материал логически связанно, грамотно отвечать на вопросы, планировать занятие, рассчитывая на определенное время, грамотно работать с доской и адаптировать материал под способности аудитории. Для улучшения своей педагогической деятельности необходимо бороться с комплексами, развивать громкость голоса, большее внимание уделять аудитории.

Таким образом, обучение в Воронежском государственном университете дает хорошую основу для преподавания, а практика помогает выработать индивидуальный стиль.

4. Анализ и самоанализ вузовской лекции

4.1 Целенаправленность

В ходе лекции “Декларативное программирование” учащимся был прочитан материал по курсу «Экспертные системы». Данная лекция позволяет ознакомиться с основными видами декларативного программирования и их применению для решения различных задач при проектировании экспертных систем. Так как данный курс является профильным для нашей группы, то материал лекции должен помочь студентам повысить их профессиональные навыки в области информационных технологий и стать более высококлассными специалистами.


В информационной лекции “Декларативное программирование” последовательно излагается применение различных языков программирования (PROLOG, LISP, Haskell, Рефал и т.д.) для решения различных научных задач (таких как создание различных моделей искусственного интеллекта, систем распознавания изображения и т.д.). Как показывает история развития ИТ-индустрии, одни популярные технологии достаточно быстро приходят на смену другим, что диктует определенные требования к концепциям и предметам преподавания, ведь нет никаких гарантий в том, что через несколько лет JAVA и C# не будут по популярности близки к Turbo Prolog"у и PL/1. Как следствие - специалист, "натасканный" на технологии, актуальные и востребованные сегодня, завтра уже может оказаться бесполезным. Такое образование, на мой взгляд, будет неэффективным. С другой стороны, точно предсказать, когда и какие направления будут актуальными, скажем, через 5-10 лет, не представляется возможным. Поэтому, мне кажется, необходимо выделять равные приоритеты сразу нескольким парадигмам, позволяя таким образом будущим специалистам взглянуть “с высоты птичьего полёта” на все методологии, которые включает в себя понятие программирования и увидеть всю иллюзорность ограничений любой конкретно взятой.

4.3 Технология

Техническое оснащение аудитории позволило часть излагаемого материала представить в виде презентации, что позволило не только сэкономить время при объяснении основных понятий и записи примеров текстов программ, но и улучшить наглядность предоставляемой информации. Также для объяснения некоторых принципов и методов декларативного программирования и пояснении при ответе на вопросы использовалась доска.

Так данная лекция носила ознакомительный характер, а излагаемый материала был достаточно объемным, то тем речи был выбран достаточно высоким.

Выводы

Сложности, возникшие при подготовке материала, были преимущественно связаны с обилием большого количества материала по теме лекции, выбрать из которого нужно было самое важное и по возможности интересное. Несмотря на то, что весь материал так и не был изложен, считаю, что занятие проведено успешно. В ходе лекции несколько раз возникали дискуссии, что свидетельствует о том, что, по крайней мере, некоторым студенты слушали ее и, возможно, им даже было интересно. Основная трудность при проведении занятий – отсутствие опыта длительных выступлений перед аудиторией, что иногда приводило к заминкам и паузам. Также в начале лекции испытывалось некоторое волнение, что привело к небольшому изменению в плане лекции (были пропущены некоторые факты из истории развития декларативного программирования), однако это не нарушило целостность излагаемого материала. В дальнейшем считаю необходимым более тщательно отбирать материал и лучше подготавливать вступительную часть лекции.

Психологический портрет студента

Общие сведения о студенте

Данный психологический портрет составлен для студента Логинова Сергея Александровича, обучающегося в ВГУ на 5 курсе физического факультета группы “информационные системы и технологии”. В университете Сергей обучается 5 лет, до поступления в ВГУ учился в школе №86 в физико-математическом классе. На данный момент состояние физического развития хорошее, вредных привычек не имеет.

Характеристика психологических особенностей студента

В общении - открытый, доверчивый, внимательный, лишен зависти; в действиях – ориентирован на единичные цели, не стремится их усложнять (скорее склонен упрощать проблемы); в учебе – рассудителен, уверен, любит работать в группе.

Обладает хорошей зрительной памятью (как кратковременной, так и долговременной). Доминирующий вид мышления - логический.

Обладает хорошей дикцией. Устная речь – эмоциональная и выразительная (в зависимости от настроения и испытываемых чувств преобладают различные окраски). Письменная речь отличается свой лаконичностью и ясностью излагаемого материала.

Способен длительное время концентрировать внимание на объекте изучения, причем при необходимости может переключать внимание и на другие объекты. Преобладающий вид внимания – произвольное внимание (прилагает значительное усилие воли, концентрирует свое внимание, понимает содержание необходимое для себя и уже дальше без волевого напряжения внимательно следит за изучаемым материалом).

Преобладающее настроение – хорошее (является скорее оптимистом, чем пессимистом), хотя иногда склонен впадать в депрессии (которые чаще всего быстро заканчиваются). В общении не скрывает своих чувств, однако это не мешает ему быть хорошим собеседником.

Обладает высокими морально-волевыми качествами. В сложной ситуации не склонен к панике, всегда старается действовать спокойно и рассудительно.

По типу темперамента относится скорее к сангвинику (очень продуктивен в работе, когда ему интересно, приходя в сильное возбуждение от этого, если работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно), хотя и не лишен меланхолии (легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий).

Участие студента в различных видах деятельности

В целом успеваемость – удовлетворительная. Любимые предметы – термодинамика и квантовые статистики, математический анализ и теоретическая механика (несмотря на сложность и непонятность данных предметов, почти все из них были успешно сданы на момент написания психологического портрета).

В общественной и организаторской деятельности замечен не был, уровень общественной активности невысокий.

Позиция студента в группе

Является неотъемлемой частью группы. Не стремиться быть лидером, однако к его мнению прислушиваются.

Преподавателям: при обучении студента следует учитывать, что он как правило имеет свой взгляд на излагаемый материал, однако в высказываниях осторожен.

Родителям: любит явное проявление заботы в любом виде (моральном и материальном).

Студенту: не стремиться к чрезмерному упрощению задач; не скрывать свое мнение, если оно расходится с мнением большинства.


Версия шаблона

2.1

Филиал

Курганский

Вид работы

Отчет по практике

Название дисциплины

Отчет по педагогической практике

Тема

Юридическая природа процедуры банкротства по конкурсному праву РФ

Фамилия студента

Кочуров

Имя студента

Дмитрий

Отчество студента

Васильевич

№ контракта

12200114921012

Ф.И.О. научного руководителя, степень, звание

Направление на практику
Введение……………………………………………..……………………………..3

Основная часть………………………………………………..……………………4

Характеристика образовательного учреждения и процесс педагогической практики………………………………………………………………………….………..5

Заключение………………………………….…………………………….……….10

Список использованных источников…………………………………………….12

Список сокращений……………………………………………………..………...14

Приложения…………………………………………………………………...…..15

Введение

В соответствии с учебным планом (направлением) я проходил педагогическую в Государственном бюджетном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Зауральский колледж физической культуры и здоровья» с 14 ноября 2012 года по 12 декабря 2012 года.

Совместно с руководителем практики непосредственно в колледже, был составлен план прохождения практики, который я успешно выполнил. Цели педагогической практики:

Формирование способа изучения метода преподавания с применением современных методов преподавания предмета;

Формирования взглядов и методов современного преподавания предмета права как юриста - преподавателя, подбор методов и способов к проведению учебно-воспитательной работы со студентами;

Приобретение практического навыка в научно педагогической работе:

Ознакомление с законодательством РФ, регулирующим деятельность «Зауральского колледжа физической культуры и здоровья».

Ознакомление со структурой организации.

Ознакомление с организацией и содержанием работы персонала «Зауральского колледжа физической культуры и здоровья».

Ознакомление с содержанием организационной, управленческой и плановой работы.

Ознакомление с особенностями работы преподавателя.

Педагогическая практика студента является основой и одним из важнейших условий по подготовке магистров по направлению юриспруденция. При прохождении практики осуществляется полное раскрытие потенциала в общении со студентами, осуществляется осознанный выбор будущей профессии юриста - педагога. Именно юрист как специалист в области права обязан грамотно общаться со студентами колледжа, при преподавании лекции в реальных условиях.

Применять современные методы проведения уроков.

Основная часть

При прохождении педагогической практики, Администрация Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Зауральский колледж физической культуры и здоровья» г. Шадринска, предоставило мне возможность проводить занятия, по правоведению. Мною преподавались такие предметы как: Земельное право РФ, Административное право РФ, Хозяйственное право РФ, Гражданское право РФ.

Занятия проводились с применением современных средств обучения, в которых применялись слайд лекции, видео лекции с применением выдержек из материала по изучаемой теме, применялись наглядные средства обучения по теме урока. Применялись методики преподавания вопрос – ответ, когда студент задавал вопрос по теме, сразу осуществлялся ответ с применением наглядных примеров из судебной практики и реальных жизненных обстоятельств. Проводились внеклассные занятия со студентами, когда студенты в неформальной обстановке интересовались со всеми изменениями в законодательстве РФ и их причиной изменения. Сравнивались законодательные акты РФ и субъектов РФ по их юридической силе и обязательности их применения на территории РФ. Время занятий составляло 1 час 20 минут.

Продолжительность педагогической практики составило 4 недели.

Ознакомление с методикой преподавания права в учебном заведении;

Ознакомление в планировании учебной и методической работы;

Ознакомление в организации Научно исследовательской работы студентов;

Помощь в осуществлении в подборе контрольно – оценочных средств для оценки освоения предмета изучаемого студентами.

Характеристика образовательного учреждения и процесс педагогической практики.

ГБОУ СПО «Зауральский колледж физической культуры и здоровья» г.Шадринска, факультет физической культуры и спорта. Основан в 1952 году.

ГБОУ СПО «Зауральский колледж физической культуры и здоровья» на сегодня - это единственное в городе учебное заведение, которое готовит преподавателей по физической культуре. Учебный процесс по программе среднего профессионального образования, которые включают современные программы подготовки специалистов по преподаванию физической культуры. Подготовка специалистов проводится по уровневой системе обучения специалистов в СПО с применением современных методов обучения. В ГБОУ СПО г. Шадринска осуществляют подготовку специалистов на следующем факультете: - физическая культура и спорт. Декан факультета – Кишкин Андрей Владимирович педагог по образованию, педагогический стаж свыше 20 лет. Руководитель практики - Шадрин Андрей Александрович. Шадрин Андрей Александрович по образованию юрист - стаж педагога более 10 лет. Ведет такие предметы как «социология », «политология», « право». Работает по программам, расписанным в УМК, в котором освещены все перечни учебно-методических пособий, дидактических материалов, которыми пользуется преподаватель на современном уровне с учетом всех изменений законодательства РФ. Основное внимание руководителя практики было направленно на применение методических приемов в организации обучения студентов, в которых приводились яркие примеры из жизни, положительная эмоциональная передача преподаваемого материала. Преподаватель работает над следующими методическими проблемами: жизненные перспективы личности, психологическое время личности. Внедрении практики применении тестов как один из видов самостоятельных занятий студентов в колледже.

Тестирование  инструмент внутривузовского мониторинга и прогнозирования результатов качества учебного процесса. Мониторинг, как контролирующая и диагностическая система, обеспечивает преподавателя объективной и оперативной информацией об уровне усвоения студентами обязательного минимума учебного материала, а административно-управленческий аппарат  об эффективности организации учебного процесса и управления им. Основу тестирования составляют аттестационные педагогические измерительные материалы (далее - АПИМ), являющиеся частью методического обеспечения самостоятельной работы студентов. Выделяют следующие виды тестового контроля: -текущий или оперативный; -промежуточный; - итоговый; - тренинговый. Текущее тестирование проводится преподавателем на семинарах, практических занятиях для выявления исходного уровня готовности студента к дальнейшему обучению, проверки качества усвоения знаний по определенным темам семинаров, разделам дисциплины. Промежуточное тестирование проводится по окончании изучения дисциплины или ее части, завершающейся сдачей зачета или экзамена. Результаты текущего и промежуточного тестирования – объективный показатель освоения студентами темы, раздела и в целом дисциплины, а также качества работы преподавателя в данный момент времени. Итоговое тестирование проводится не позднее 1 года с момента сдачи зачета/экзамена по тестируемой дисциплине с целью контроля базовых знаний студентов, проверки уровня готовности студента к аттестационным испытаниям. Тренинговое тестирование является разновидностью самостоятельной работы студентов, используется преподавателем как обучающая технология для закрепления знаний студентов и выполняет не столько контролирующие, сколько обучающие функции Тесты по всему материалу курса используются в качестве контрольно-методического обеспечения и являются оценочными средствами, с помощью которых на этапе промежуточного или итогового испытания оценивается усвоение студентом материала, степень его готовности к определенным учебным действиям (например, решению задач, составлению анкеты, работе с компьютерными программами и т.д.). Пакет фондов контрольных заданий в форме тестов по дисциплинам основных образовательных программ является средством для оценки соответствия качества подготовки специалистов при самообследовании и комплексной оценке деятельности вуза. Тестирование может проводиться в разных формах (письменной и компьютерной), не исключая и не заменяя другие формы контроля качества знаний студентов. Создание и внедрение системы тестирования в учебный процесс подразумевает решение следующих задач: - подготовка специалистов по созданию банков тестовых заданий по дисциплинам всех основных образовательных программ колледжа; - организация мониторинга качества знаний студентов; - постепенное внедрение компьютерного тестирования в систему контроля качества знаний студентов; - обеспечение возможности самостоятельной проверки знаний студентов с использованием технических средств. - постоянное совершенствование организации образовательного процесса по итогам анализа результатов тестирования. Цели и задачи УМКД: - оказание помощи студенту в самостоятельном изучении теоретического материала; - контроль знаний студента; - тренинг путем предоставления обучающемуся необходимых разработанных учебных материалов; - методическое сопровождение организации всех видов занятий, практик; - дополнительная информационная поддержка.

УМКД является частью ООП, определяющей содержание и структуру дисциплины, ее место и значение в системе подготовки специалиста по каждому направлению. УМКД составляется на основе: - ГОС по направлению; - учебного плана направления; - примерной учебной программы, рекомендованной УМО, по соответствующей дисциплине; - инструктивного письма Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 17.04.2006 № 02-55-77 инак «О показателе государственной аккредитации «Методическая работа»; - приказа Министерства образования и науки РФ от 06.05.2005 № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий» . УМКД может представлять собой как единое издание, так и комплект разрозненных учебных изданий по дисциплине. Все УМКД и их компоненты должны соответствовать единым требованиям, изложенным в данных рекомендациях.

Факультет своим решением может вводить дополнительные разделы УМК дисциплины, что может быть связано с рекомендациями УМО, особенностями дисциплины и другими причинами. Разработанные методические рекомендации, безусловно, не могут снять все вопросы, связанные с УМКД. Необходимо учитывать, что в настоящее время в колледже продолжается работа по регламентации процессов проектирования, разработки и реализации ООП, а составной частью этих процессов и являются настоящие методические рекомендации. Обязательными элементами структуры УМКД являются:

Рабочая учебная программа дисциплины-методические указания к семинарским или лабораторным занятиям; -дидактические материалы для самоконтроля, текущего контроля знаний и промежуточной аттестации.

Дополнительными элементами структуры учебно-методического комплекса, включаемыми по усмотрению факультета, могут быть -конспекты лекций, учебник, учебное пособие, учебно-методическое пособие; -методические указания для студентов по организации изучения дисциплины, а также по выполнению самостоятельной работы, в том числе курсовых работ (курсовых проектов); -методические рекомендации для преподавателя -практикум по дисциплине, если такой вид деятельности предусмотрен учебным планом; - глоссарий и иные элементы. Обязательные элементы структуры УМКД

Рабочая учебная программа - нормативный документ, определяющий содержание, объем, а также последовательность изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины. Основная часть программы посвящается раскрытию содержания дисциплины с учетом предъявляемых к ней педагогических и методических требований. Рабочая учебная программа разрабатывается на основе примерной учебной программы или учебного плана специальности. Рабочая программа включает следующие разделы: Пояснительная записка, которая содержит:- требования к уровню освоения содержания дисциплины; - цели и задачи изучения дисциплины, ее место в учебном процессе; - требования к уровню подготовки студента для освоения дисциплины; - трудоемкость дисциплины, отводимое на изучение дисциплины в соответствии с учебным планом по направлению. Тематический план изучения дисциплины (Приложение 1.)

В случае если рабочая программа пишется отдельно для ОДО и ОЗО, то в таблице указать соответствующую форму обучения. В связи с внедрением рейтинговой системы оценки знаний студентов в учебный процесс тематический план изучения дисциплины должен включать две формы. Раздел раскрывает содержание дисциплины по темам, по направлению (специальности); определяет перечень дидактических единиц, общий объем знаний, получаемых студентом. Планы семинарских занятий. Указать темы семинарских занятий с перечнем вопросов, выносимых на обсуждение студентам. Указать темы лабораторных работ, название опытов, объекты изучения, а также необходимый инструментарий для их проведения. Темы рефератов или других видов самостоятельной работы студентов (СРС): коллоквиумы, доклады, деловые игры и т.п. Перечень тем курсовых работ. Контрольные вопросы к экзамену. Рекомендуемая литература: - основная;- дополнительная. С учетом степени устареваемости библиотечного фонда преподавателем должна быть предложена рекомендуемая литература по дисциплинам общегуманитарного и социально-экономического цикла, специальным дисциплинам за последние 5 лет, по естественнонаучному и математическому циклу и общепрофессиональным дисциплинам – за последние 10 лет. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины Указывается перечень обучающих, контролирующих, компьютерных программ, мультимедийных лекций, видеолекций, диафильмов, кино- и телефильмов, диапозитивов. Рекомендуемые иллюстративные материалы: плакаты, альбомы, планшеты, макеты, образцы работ. Дается перечень технических средств обучения, указываются специализированные аудитории и классы, основные механизмы и приборы, установки, стенды идр. Методические указания к семинарским или лабораторным занятии. Методические указания к семинарским занятиям призваны оказывать индивидуальную помощь студентам в изучении основных понятий, идей, теорий и положений дисциплины, способствуют развитию их умений, навыков и профессиональных компетенций и являются одним из способов проверки знаний студентов. Методические указания по выполнению лабораторных работ способствуют эффективности самостоятельной работы студентов, усвоению и закреплению пройденного теоретического материала и формированию практических умений и навыков

Заключение

За период прохождения Педагогической практики мною была проведена следующая работа: осуществление постановки цели в изложении материала по конкретной теме лекции и способе его изложения; проведены семинарские занятия по предмету «Административное право РФ» с применением теоретических материалов и судебной практики; осуществлял подготовку и подбора материала из судебной практики для проведения лекционных занятий по предмету «Хозяйственное право РФ», «Муниципальное право РФ», «Земельное право РФ». Осуществлял подготовку в проведению внеклассных занятий используя видео – аудио технику,с последующим применением наглядных пособий,стендов и плакатов по предмету «Уголовное право РФ». При оказанной помощи руководителем практики я имею четкое представление как составит план урока, какую выбрать форму изложения материала, какие применить наглядные пособия, как заинтересовать студентов при изложении материала. Особая помощь была оказана руководителем практики в психологической сфере в общении со студентами, именно современное развитие общества дает свое отражение в психологии поведении студентов и их желании по усвоении материала, именно эти обстоятельства являются важными элементами в общении, а преподаватель должен найти общий интерес с каждым студентом, знать его манеру поведения, взгляд и способности в усвоении изучаемого материала.

Практические семинары проводимые с использованием новых форм взаимоотношений и наглядных пособий, при изложении изучаемого материала помогают лучше студенту освоить материал и иметь четкое представление в понимании. Студенты доброжелательно на период проведении лекций высказывали свою точку зрения, при этом сразу получали разъяснения и помощь в понимании изучаемого материала. Что в конечном итоге сказывалалось в хорошей успеваемости по предмету, в получении хорошей оценки. С руководителем практики Шадриным Андреем Александровичем, сложились очень хорошие и доброжелательные отношения.

В период прохождении практики я освоил на практике форму взаимоотношений преподавания «преподаватель – студент», когда студент задавал вопрос по обучаемому материалу, а я как преподаватель сразу давал ответ на заданный вопрос, приводя пример.

Применение современных форм в изложении материала, в методах проведения лекций, использование современных средств преподавания должны постоянно совершенствоваться с учетом динамического развития общества, его законодательной базы.

Список использованных источников


1

Закон Российской Федерации «Об образовании» (в редакции Федерального закона РФ от 13.01.1996 № 12-ФЗ).

2

Приказ Рособрнадзора от 30.09.2005 № 1938 «Об утверждении показателей деятельности и критериев государственной аккредитации высших учебных заведений»

3

Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 17.04.2006 № 02-55-77 ин/ак «О показателе государственной аккредитации «Методическая работа»»

4

Приказ Минобрнауки России от 06.05.2005 № 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий».

5

Приказ Минобрнауки России от 15.01.2007 № 10 «О рецензировании учебных изданий, используемых в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного профессионального образования».

6

Порядок получения рецензий на учебные издания, используемые в образовательном процессе образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, утвержденного 24 апреля 2007 г. руководителем Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Минобрнауки РФ

7

Приказ Минобрнауки РФ от 08.04.2005 № 107 «Об экспертизе учебников».

8

Письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнаки РФ от 25 апреля 2005 № 03-614 «О порядке проведения экспертизы учебников».

9

Приказ Минобразования России от 11.04.2001 № 1623 «Об утверждении минимальных нормативов обеспеченности высших учебных заведений учебной базой в части, касающейся библиотечно-информационных ресурсов».

10

ГОСТ 7.60-2003 «Издания. Основные виды, термины и определения».

11

ГОСТ Р 7.03-2006 «Издания. Основные элементы. Термины и определения».

12

ГОСТ 7.83-2001 «Электронные издания. Основные виды и выходные сведения».

13

Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений: 3-е издание, переработанное / Н.А. Виноградова, Л.В. Борикова. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 96 с.

14

Рогожин М.Как написать курсовую и дипломную работы. – СПб.: Питер, 2005, - 188с.

15

Буга П.Г. Создание учебных книг для вузов. – 2-е издание. – М.: МГУ, 1990г.

16

Каморджанова Н. Деловые итоговые игры.  М.: «Высшее образование в России», 2001, № 2 с. 119-125.

17

Федоров А. Принцип альтернативности в обучении.  М.: «Высшее образовании в России», 2001 г., № 1. – с. 103-106.

18

Васильев В.И., Тягунова Т.Н. Культура компьютерного тестирования. Программно-дидактическое тестовое задание. Часть II – 2-е изд. перераб. - М.: МГУП, 2005. – 84 с. IV

19

Васильев В.И., Тягунова Т.Н. Культура компьютерного тестирования. Форма тестовой ситуации и формирование теста. Часть 4. - М.: МГУП, 2005. – 83 с.

Список сокращений

1. АПИМ- аттестационные педагогические измерительные материалы:

2. СРС – самостоятельная работа студентов:

3. Минобрнауки РФ – Министерство образования и науки РФ.

4. Т.п. - тому подобное

5. Др- другие.

6. ГОСТ – государственный отраслевой стандарт.

Приложения


А


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Цели и задачи педагогической практики

2. Тема и тип занятия

3. Разработка программы обучения

4. Анализ обратной связи

Заключение

Список литературы

Введение

Педагогическая практика является обязательной частью основной образовательной программы профессиональной подготовки магистров.

В ходе практики студенты изучают основы учебно-методической педагогической работы в высшем учебном заведении, знакомятся с современными методами учебной работы в вузе, с содержанием и особенностями педагогической деятельности преподавателей, овладевают навыками проведения занятий, осваивают методику преподавания учебных дисциплин в высшем учебном заведении, приобретают опыт подготовки и проведения экономических дисциплин, а также опыт общения со студентами младших курсов и преподавателями.

Главная цель педагогической практики магистров заключается в формировании компетенций преподавателя вуза, способного осуществлять на современном научном и методическом уровне учебную и воспитательную работу. Важно отметить, что образовательная программа магистерского уровня подготовки не ставит целью сформировать готового преподавателя, но она обеспечивает базу для развития необходимых навыков преподавания, создаёт условия для приобретения педагогического опыта.

Исходя из этого, основными задачами педагогической практики магистров являются:

1. Закрепление знаний, умений и навыков, полученных магистрами в процессе изучения дисциплин магистерской программы.

2. Изучение методик и техник подготовки и проведения лекционных, семинарских и практических занятий.

3. Развитие навыков методического анализа учебных занятий.

4. Формирование представления о современных образовательных технологиях, активных методах обучения в вузе.

5. Развитие навыков самостоятельности, самообразования и самосовершенствования в осуществлении научно-педагогической деятельности.

1. Цели и задачи педагогической практики.

Местом прохождения научно-педагогической практики является магистратура Российского Государственного Аграрного Универс итета МСХА имени К.А Тимирязева.

Педагогическая практика магистрантов, обучающихся по образовательной программе подготовки магистров, является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования по направлениям магистерской подготовки. Педагогическая практика магистрантов имеет целью приобретение практических навыков проведения учебных занятий. Педагогическая практика ориентирует обучающихся на выполнение следующих видов профессиональной деятельности: преподавательской, научно-методической, консультационной; организационной, научно-исследовательской.

Основные требования от педагогической практики - это получить понимание:

* основных принципов, методов и форм организации педагогического процесса в вузе;

* системы компетенций и профессионально-значимых качеств обучаемых и обучающих;

* требований, предъявляемых к преподавателю вуза в современных условиях.

Кроме того, магистрант должен овладеть умениями:

* осуществления методической работы по проектированию и организации учебного процесса;

* публичного выступления перед аудиторией и создания творческой атмосферы в процессе занятий;

* анализа возникающих в педагогической деятельности затруднений и принятия плана действий по их разрешению;

* самоконтроля и самооценки процесса и результата практики

В задачи научно-педагогической практики входит создать рабочею программу проведения занятия по дисциплине «Управление проектами», которая включает в себя:

· Подготовить практический материал на тему «Оценка риска методом математической статистики»

· Определить место дисциплины в структуре основной образовательной программы (определить на какую целевую группу рассчитан курс)

· Организовать распределение времени по проведению занятия.

· Подготовить и использовать на практике учебно-методические материалы (презентации, кейсы)

· Подготовить информационное обеспечение дисциплины (включает списки основной и дополнительной литературы, программное обеспечение).

· Определить аудиторию с наиболее подходящим материально-техническое обеспечением для проведения занятия (проектор, компьютеры).

· Подготовить анкету обратной связи «Преподаватель глазами студентов».

По итогам учебной работы должен быть проведен самоанализ проведенных занятий. Он делается на основе:

1) анализа проблемных ситуаций

2) результатов самонаблюдения;

3) данных промежуточной проверки знаний по разобранной теме;

4) данных анкетирования студентов.

педагогический практика магистр преподаватель

2. Тема и тип занятия

Тема занятия - Оценка инвестиционного риска методом математической статистики.

Цель занятия - ознакомить целевую группу с теоретическими основами и нормами оценки инвестиционного риска методом математической статистики. Применить изученный материал на практическом занятии. Перед практикой научным руководителем было разработано индивидуальное задание. В соответствии индивидуального задания мной была изучена специальная литература по теме, так же методика проведения практических занятий.

Задачи занятия:

1. Ознакомить с теоретическим материалом по данной теме аудиторию.

2. Закрепить предоставленную информацию на практическом занятии в форме группового задания.

3. Ответить по данной теме на вопросы слушателей.

Целевая группа - магистры 1-го года обучения по направлению «управление проектами», группа №117, на занятии присутствовало семь человек.

Время занятия: с 14:45 по 15:30.

Продолжительность занятия 45 минут

План занятия

Метод обучения студентов - практическое занятие по средствам демонстрации, упражнения.

Информационный материал для занятия был подготовлен в виде кейсов для практического применения и теоретические аспекты на отельном файле, как раздаточный материал.

Необходимые технические средства и оборудование- это аудитория оснащенная компьютерами.

3. Разработка программы обучения

Введение: определение основных понятий:

Оценка риска - это совокупность аналитических мepoприятий, позволяющих спрогнозировать возможность получения дополнительного предпринимательского дохода или определенной величины ущерба от возникшей рисковой ситуации и несвоевременного принятия мер по предотвращению риска. Степень риска - это вероятность наступления случая потерь, а также размер возможного ущерба от него. Риск может быть:

· допустимым - имеется угроза полной потери прибыли от реализации планируемого проекта;

· критическим - возможны непоступление не только прибыли, но и выручки и покрытие убытков за счет средств предпринимателя;

· катастрофическим - возможны потеря капитала, имущества и банкротство предпринимателя.

Количественный анализ - это определение конкретного размера денежного ущерба отдельных подвидов финансового риска и финансового риска в совокупности. Иногда качественный и количественный анализ производится на основе оценки влияния внутренних и внешних факторов: осуществляются поэлементная оценка удельного веса их влияния на работу данного предприятия и ее денежное выражение. Такой метод анализа является достаточно трудоемким с точки зрения количественного анализа, но приносит свои несомненные плоды при качественном анализе. В связи.с этим следует уделить большее внимание описанию методов количественного анализа финансового риска, поскольку их немало и для их грамотного применения необходим некоторый навык. В абсолютном выражении риск может определяться величиной возможных потерь в материально-вещественном (физическом) или стоимостном (денежном) выражении. В относительном выражении риск определяется как величина возможных потерь, отнесенная к некоторой базе, в виде которой наиболее удобно принимать либо имущественное состояние предприятия, либо общие затраты ресурсов на данный вид предпринимательской деятельности, либо ожидаемый доход (прибыль). Тогда потерями будем считать случайное отклонение прибыли, дохода, выручки в сторону снижения. в сравнении с ожидаемыми величинами. Предпринимательские потери - это в первую очередь случайное снижение предпринимательского дохода. Именно величина таких потерь и характеризует степень риска.

Отсюда анализ риска, прежде всего, связан с изучением потерь. В зависимости от величины вероятных потерь целесообразно разделить их на три группы:

· потери, величина которых не превышает расчетной прибыли, можно назвать допустимыми;

· потери, величина которых больше расчетной прибыли относятся к разряду критических - такие потери придется возмещать из кармана предпринимателя;

· еще более опасен катастрофический риск, при котором предприниматель рискует понести потери, превышающие все его имущество.

Основная теоретическая информация по теме:

Наибольшее распространение при оценке риска инвестиционных проектов получили такие количественные методы, как: - статистический метод; - анализ чувствительности (метод вариации параметров); - метод проверки устойчивости (расчета критических точек); - метод сценариев (метод формализованного описания неопределенностей); - имитационное моделирование (метод статистических испытаний, метод Монте-Карло); - метод корректировки ставки дисконтирования. Часто производственная деятельность предприятий планируется по средним показателям параметров, которые заранее не известны достоверно и могут меняться случайным образом. При этом крайне нежелательна ситуация с резкими изменениями этих показателей, ведь это означает угрозу утери контроля. Чем меньше отклонение показателей от среднего ожидаемого значения, тем больше стабильность. Именно поэтому наибольшее распространение при оценке инвестиционного риска получил статистический метод, основанный на методах математической статистики. Расчет среднего ожидаемого значения осуществляется по формуле средней арифметической взвешенной:

где x - среднее ожидаемое значение;

xi - ожидаемое значение для каждого случая;

ni - число случаев наблюдения (частота) У - сумма по всем случаям. Среднее ожидаемое значение представляет собой обобщенную количественную характеристику и не позволяет принять решение в пользу какого-либо варианта инвестирования. Для принятия окончательного решения необходимо определить меру колеблемости возможного результата. Колеблемость представляет собой степень отклонения ожидаемого значения от среднего. Для ее оценки на практике применяют либо дисперсию

либо среднее квадратичное отклонение (СКО):

СКО является именованной величиной и указывается в тех же единицах, в каких измеряется варьирующий признак. Для анализа результатов и затрат инновационного проекта, как правило, используют коэффициент вариации. Он представляет собой отношение СКО к средней арифметической и показывает степень отклонения полученных значений: (в процентах). Чем больше коэффициент, тем сильнее колеблемость. Принята следующая качественная оценка различных значений коэффициента вариации: до 10% - слабая колеблемость, 10-25% - умеренная, свыше 25% - высокая.

При одинаковых значениях уровня ожидаемого дохода более надежными являются вложения, которые характеризуются меньшим значением СКО. Предпочтение отдается тем инвестиционным проектам, по которым значение коэффициента вариации является более низким, что свидетельствует о лучшем соотношении дохода и риска. Несмотря на простоту формул, для использования статистического метода необходим большой объем данных за длительный период времени, что и является его основным недостатком. Кроме того, описанные выше характеристики предполагается применять к нормальному закону распределения вероятностей, который широко используется при анализе рисков, т. к. его важнейшие свойства (симметричность распределения относительно средней, ничтожная вероятность больших отклонений случайной величины от среднего значения и др.) позволяют существенно упростить анализ. Однако не всегда параметры проекта (денежный поток) подчиняются нормальному закону. Поэтому использование при анализе риска только вышеперечисленных характеристик может приводить к неверным выводам и необходимо использование дополнительных параметров).

Применение более сложного математического аппарата (регрессионного и корреляционного анализа, методов имитационного моделирования) позволяет провести более глубокий анализ риска и причин его возникновения. В инвестиционном проектировании при оценке риска широко применяется метод анализа чувствительности. В данном методе риск рассматривается как степень чувствительности результирующих показателей проекта к изменению условий функционирования (налоговых платежей, цены продукта, средних переменных издержек и т. п.). В качестве результирующих показателей проекта могут выступать: показатели эффективности (NPV, IRR, PI, срок окупаемости); ежегодные показатели проекта (чистая прибыль, накопленная прибыль). Анализ начинается с установления базового значения результирующего показателя (например, NPV) при фиксированных значениях параметров, влияющих на результат оценки проекта. Затем рассчитывается процентное изменение результата (NPV) при изменении одного из условий функционирования (другие факторы предполагаются неизменными). Как правило, границы вариации параметров составляют ± 10-15 %. Наиболее информативным методом, применяемым для анализа чувствительности, является расчет показателя эластичности, представляющего собой отношение процентного изменения результирующего показателя к изменению значения параметра на один процент.

где x1 - базовое значение варьируемого параметра,

x2 - измененное значение варьируемого параметра,

NPV1 - значение результирующего показателя для базового варианта,

NPV2 - значение результирующего показателя при изменении параметра. Таким же образом исчисляются показатели чувствительности по каждому из остальных параметров. Чем выше значения показателя эластичности, тем чувствительнее проект к изменениям данного фактора, и тем сильнее подвержен проект соответствующему риску.

Анализ чувствительности можно провести и графически, путем построения зависимости результирующего показателя (NPV) от изменения данного фактора. Чем больше угол наклона этой зависимости, тем чувствительнее значение NPV к изменению параметра и больше риск. Пересечение прямой реагирования с осью абсцисс показывает, при каком изменении параметра в процентном выражении проект станет неэффективным. На основании этих расчетов проводится экспертное ранжирование параметров по степени важности (высокая, средняя, невысокая) и построение так называемой «матрицы чувствительности», позволяющей выделить наименее и наиболее рискованные для проекта факторы.

Анализ чувствительности позволяет определить ключевые (с точки зрения устойчивости проекта) параметры исходных данных, а также рассчитать их критические (предельно допустимые) значения. Главным недостатком данного метода является предпосылка, что изменение одного фактора рассматривается изолированно, тогда как на практике все экономические факторы в той или иной степени коррелированны. Метод проверки устойчивости предусматривает разработку сценариев реализации проекта в наиболее вероятных или наиболее «опасных» для каких-либо участников условиях. По каждому сценарию исследуется, как будет действовать в соответствующих условиях организационно-экономический механизм реализации проекта, каковы будут при этом доходы, потери и показатели эффективности у отдельных участников, государства и населения. Влияние факторов риска на норму дисконта при этом не учитывается. Проект считается устойчивым и эффективным, если во всех рассмотренных ситуациях - NPV положителен; - обеспечивается необходимый резерв финансовой реализуемости проекта. Степень устойчивости проекта к возможным изменениям условий реализации может быть охарактеризована показателями предельного (критического) уровня объемов производства, цен производимой продукции и других параметров проекта. Предельное значение параметра проекта для некоторого t-го года его реализации определяется как такое значение этого параметра в t-м году, при котором чистая прибыль участника в этом году становится нулевой.

Данный метод не дает возможности провести комплексный анализ риска по всем взаимосвязанным параметрам, т. к. каждый показатель предельного уровня характеризует степень устойчивости в зависимости лишь от конкретного параметра проекта (объем производства и т. д.). В какой-то мере избежать недостатков, присущих анализу чувствительности, позволяет метод сценариев, при котором одновременному непротиворечивому изменению подвергается совокупность факторов исследуемого проекта с учетом их взаимозависимости. Метод сценариев предполагает описание опытными экспертами всего множества возможных условий реализации проекта (либо в форме сценариев, либо в виде системы ограничений на значения основных технических, экономических и прочих параметров проекта) и отвечающих этим условиям затрат, результатов и показателей эффективности. В качестве возможных вариантов целесообразно построить как минимум три сценария: пессимистический, оптимистический и наиболее вероятный (реалистический, или средний).

Следующий этап реализации метода сценариев состоит в преобразовании исходной информации о факторах неопределенности в информацию о вероятностях отдельных условий реализации и соответствующих показателях эффективности. На основе имеющихся данных определяются показатели экономической эффективности проекта. Если вероятности наступления того или иного события, отраженного в сценарии, известны точно, то ожидаемый интегральный эффект проекта рассчитывается по формуле математического ожидания:

где NPVi - интегральный эффект при реализации i-ого сценария,

pi - вероятность этого сценария. При этом риск неэффективности проекта (Рэ) оценивается как суммарная вероятность тех сценариев (к), при которых ожидаемая эффективность проекта (NPV) становится отрицательной:

Средний ущерб от реализации проекта в случае его неэффективности (Уэ) определяется по формуле:

Вероятностное описание условий реализации проекта оправдано и применимо, когда эффективность проекта обусловлена, прежде всего, неопределенностью природно-климатических условий (погода, возможность землетрясений или наводнений и т. п.) или состояния основных средств (снижение прочности в результате износа конструкций зданий и сооружений, отказы оборудования и т. п.).

Практические аспекты были предоставленные как демонстративные упражнения в кейсе в формате excel.

4. Анализ обратной связи

Анализ обратной связи был сделан на основании результатов 7 анкет предоставленных мной студентам группы №117, после обучающего занятия на тему «Оценка инвестиционного риска методом математической статистики. Копии анкет приложены к отчету. Анкетирование имело конфиденциальный характер, то есть опрос был анонимным.

Анкетирование студентов проводилось с целью выявления их мнения о качестве проведенного занятия, выявление недостатков для последующего самоанализа. Анкета позволяет оценить доступность восприятия изученного материала для студентов.

Основные параметры оценки это:

Соответствие содержания поставленной теме;

Актуальность темы;

Новизна темы;

Заинтересованность в материале;

Доступность восприятия полученной информации;

Контакт с аудиторией

А так же дополнительные предложения, комментарии и пожелания.

Шкала от 1 до 5 балла, имеет место отметить, что минимальное значение имеет смысл низшей оценке, максимальное высокой.

По результатам анкеты, всеми заполнявшими студентами не было выявлено оценки ниже 4 баллов по всем параметрам, что может свидетельствовать об общем положительном восприятии изученного материала.

Шесть человек из семи оценили на 5 баллов, такой критерий как «Соответствие содержания поставленной теме», один оценил на 4 балла.

Шесть человек из семи оценили на 5 баллов, такой критерий как «Актуальность темы», один оценил на 4 балла, следует отметить, 4 балла по этим двум критериям были выставлены разными людьми. Что свидетельствует о разбросе мнений среди студентов и их общей компетентности.

По такому критерию как «новизна темы» голоса разделились, практически поровну четверо оценили на 5 баллов и трое на 4 балла. Могу предположить, что некоторые студенты уже самостоятельно ознакомились с предоставленной темой или сочли ее менее интересной, чем ожидали.

Такая же ситуация по параметру «заинтересованность в материале» - четверо оценили на 5 баллов и трое на 4 балла, но 4 балла поставили те студенты, которые посчитали по всем выше перечисленным параметрам поставить 5 баллов. Более заинтересованными в материале, оказались те, кто возможно уже начал прорабатывать данный материал или был с ним ознакомлен ранее. Это дает нам право предположить, что заинтересованность в материале может пересекаться с ее возможным практическим применением у студентов в свих научных работах (курсовые проекты, диссертации).

Более проблематичным параметром оказался «Доступность восприятия полученной информации», четыре студента из семи поставили 4 балла и трое 5 баллов. Возможно следовало бы преподнести материал не методом демонстрации и упражнения, а в форме деловой игры с делением группы на команды, так как считаю, что данный подход вызвал бы большею заинтересованность в учебный процесс и как следствие был бы более доступным для восприятия.

По параметру «контакт с аудиторией» студенты единогласно поставили оценку 5 баллов. По итогам проведенного занятия, студентами было задано ряд вопросов, что показывает их заинтересованность в работе. С моей же стороны были даны ответы на все поставленные студентами вопросы.

В анкете обратной связи, ниже таблицы с основными параметрами оценки, было выделено место для дополнительных предложений, комментариев и пожеланий. Четыре студенты выразили желание оставить свои личные впечатления о занятии. Что наиболее красочно и полно поможет мне составить самоанализ проведенного занятия.

Двое студентов отметили, что в моем выступлении присутствовало волненье и отсутствовала уверенность, как было отмечено студентами, выражалось это в быстроте речи.

Один из студентов выразил одним из пожеланий больше серьезности, хотя отметил в тот же момент, что «в такой обстановке это нормально». Можно считать что «несерьезность», а точнее более дружественная обстановка была следствием волнения, для того чтобы расположить к себе студентов, тем самым дать положительное восприятие к подготовленному материалу.

Так же были написаны хвалебные комментарии.

По результатам анкеты и собственного впечатления от подготовки и проведения занятия я постаралась провести самоанализ педагогической практики.

5. Самоанализ проведенного занятия

Взаимодействие с аудиторией

На протяжении занятия удалось установить психологический контакт с аудиторией и эффективно работать со всеми студентами. Проанализировав свое выступление из отрицательных моментов могу заметить, что, скорее всего, на данном этапе у меня возникли барьеры с недостаточной методической разработанностью психологического анализа публичного выступления. Для этого следует, как я считаю, ознакомиться со специальной литературой по методикам психологического контакта с аудиторий, преодолевать психологический барьер опытным путем.

Что удалось и не удалось из намеченного

Занятие было проведено на должном методическом и организационном уровне, что сопутствовало достижению цели. По ходу работы были затронуты и открыты основные аспекты оценки рисков статистическим методом. В ходе занятия была создана хорошая рабочая обстановка, взаимопонимание, вызван интерес студентов к данной теме, что подкреплялось высокой организованностью, дисциплинированностью. При подготовке к занятию был использован метод обучения по средствам демонстрации, упражнения.

Выбор методов, приемов и средств обучения соответствует содержанию учебного материала, поставленным целям занятия, учебным возможностям данного группы, соответствует методическому аппарату урока, каждому его этапу и задачам активизации учащихся.

Ошибки, допущенные при проведении занятий, и возможные пути их предотвращения

Проанализировав своё выступление, хотелось его усовершенствовать, отработать ораторское мастерство, преодолеть сильное волнение перед аудиторией. Как я считаю, моему выступлению не хватило психо-эмоциональной уверенности, это проявлялось в быстроте речи, порой в сбивчивости слов.

На основании результатов анализа анкет, можно сделать вывод, что наибольшая проблема у студентов была связна с доступностью восприятия полученной информации.

Возможные пути решения - это преподнести учебный материал в более простой форме, возможно в игровом варианте, для наибольшей вовлеченности в учебный процесс.

Заключение

Основной задачей практики является приобретение опыта педагогической работы в условиях учебного заведения. Педагогическая практика в системе профессиональной подготовки магистра техники и технологии имеет большое значение, поскольку магистр может заниматься как научно-исследовательской работой, так и преподавательской деятельностью в любом из образовательных учреждений, вплоть до вуза. Данная практика является связующим звеном между теоретической подготовкой и будущей самостоятельной работой магистров техники и технологии, как при педагогической деятельности, так и научной работе.

По итогам педагогической практики было закреплено и реализовано на практике знания, полученные в процессе обучения и навыков творческого подхода к решению педагогических задач, для конструирования и проведения учебных занятий.

Была изучена специфика деятельности преподавателя по направлению «Управление проектами» и формирование умений выполнения педагогических функций.

Было приобретено в практической деятельности педагогических умений, навыков и компетенций по направлению «Управление проектами».

Было освоено:

Проведение практических занятий со студентами по рекомендованной теме учебной программы.

Были выработаны навыки:

1. Формулировать научно-исследовательские цели и задачи для студентов;

2. Организовывать их деятельность;

3. Планировать научно-исследовательскую работу;

4. Проводить самоанализ эффективности собственной работы как потенциального научного руководителя;

5. самостоятельного поиска и изучения специальной литературы;

6. Выработка умений грамотно и полно излагать состояние научной проблемы на основе анализа литературы;

7. Выработка умений ставить исследовательские цели, формулировать задачи практической работы;

8. Знакомство с методами исследования, выработка практических навыков их применения;

9. Выработка навыков работы с людьми.

Список литературы

1. Алексанов Д.С. Разработка бизнес-планов инвестиционных проектов для предприятий АПК: методические рекомендации. - М.: Изд-во ФГУ РЦСК, 2006. - 187 с.

2. Алексанов Д.С., Кошелев В.М. Экономическая оценка инвестиций - М.: Колос-Пресс, 2002. - 382 с.

3. Алексанов Д.С, Кошелев В.М, Ф. Хоффман «Экономическое консультирование в сельском хозяйстве» Москва «КолосС». 2008 г.

4. Бухгалтерская отчетность предприятия ЗАО «Агрофирма Оптина» за 2009 и 2010 год.

5. Бочаров В.В. Инвестиции: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2008.

6. Бляхман Л.С. Экономика, организация управления и планирование научно-технического прогресса: учеб. пособие. - М.: Высшая школа, 2007 - 176 с.

7. Васильев Г.А., ред. Основы маркетинга: Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ, 2005. - 543 с.

8. Виленский, П.Л., Лившиц, В.Н., Смоляк, С.А. Оценка эффективности инвестиционных проектов. - М.: Экономика, 2001. - 855 с.

9. Галицкая С.В. Финансовый менеджмент. Финансовый анализ. Финансы предприятия: учеб. пособие. - М.: Эксмо, 2008. - 652 с.

10. Гольдштейн Г.Я. Инновационный менеджмент. - Таганрог: ТРТУ, 2000. - 132 с.

11. Егоров И.В. Управление товарными системами: Учебное пособие «Издательско-книготорговый центр «Маркетинг»», 2001.-644 с

12. Николаева М.А. Теоретические основы товароведения: Учебник для вузов. - М.: Норма, 2006.

13. Ершова С.А. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учеб. пособие. - СПб.: СПбГAСУ, 2007. - 155 с.

14. Зелль, А. Инвестиции и финансирование, планирование и оценка проектов / Пер. с нем. - М.: Ось - 89, 2001. - 240 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Процесс прохождения практики и формирование профессиональных черт. Формирование и развитие профессиональных умений и навыков. Выработка творческого и исследовательского подхода к профессиональной деятельности. Современный профессиональный опыт.

    отчет по практике , добавлен 03.01.2009

    Основные требования к организации педагогической практики. Формирование профессиональных психолого-педагогических умений. Конструктивные умения. Коммуникативные умения. Организаторские умения. Исследовательские умения.

    учебное пособие , добавлен 14.06.2007

    Анализ и разработка методического обеспечения по формированию умений и навыков самостоятельной подготовки переводчика. Принципы лингвистической подготовки студентов-переводчиков. Значение функций памяти, техники речи, родного языка в работе переводчика.

    курсовая работа , добавлен 19.04.2011

    Изучение социальной значимости педагогической деятельности. Анализ требований, предъявляемых к личности преподавателя, его интеллектуальному потенциалу и моральному облику. Компоненты педагогической культуры. Структура общих педагогических способностей.

    презентация , добавлен 19.10.2013

    Уровни усвоения знаний в педагогической практике. Формирование общеучебных умений и навыков на уроках химии в 11 классе. Образовательный аспект темы "Периодический закон и периодическая система химических элементов Менделеева" в системе школьного курса.

    курсовая работа , добавлен 13.11.2011

    Анализ профессиональной подготовки будущего специалиста-педагога. Проблемы профессиональной подготовки будущих специалистов в педагогических ВУЗах. Особенности профессиональной направленности личности будущих специалистов-учителей "Технологии".

    дипломная работа , добавлен 17.03.2011

    Решение учащимися учебно-познавательных задач. Формирование умений выделения главного. Объекты аналитико-синтетической деятельности учащихся. Дидактические ситуации в курсе технологии. Перечень умений, необходимых для выполнения приемов сравнения.

    статья , добавлен 08.05.2009

    Педагогический процесс как динамическая система. Структура педагогической деятельности. Профессионально обусловленные требования к личности педагога. Структура профессиональной компетентности педагога. Характеристика основных групп педагогических умений.

    реферат , добавлен 25.11.2010

    Понятие педагогической технологии. Игровые технологии в младшем школьном возрасте. Классификация педагогических игр. Формирование иноязычных речевых навыков учащихся посредством игры. Творческие игры как средство формирования коммуникативных навыков.