Одна из форм работы социального педагога. Категории детей - объектов социально-педагогической работы. Виды социально-педагогической работы

Формы социально-педагогической деятельности - это внешнее выражение организации взаимодействия социального педагога и клиента. Классификация форм организации социально-педагогической работы неоднозначная, их можно характеризовать:

1.3 а специфическими признаками:

Функциональность, которая указывает на такую форму, которая обеспечит реализацию отдельных функций социально-педагогической деятельности (например, осуществление профилактики отдельных социальных ситуаций требует одних форм, а реабилитационная работа - других);

Структурность, характеризуется специфическими правилами построения отдельных организационных форм;

Интегративность предполагает объединение различных форм социально-педагогической деятельности.

2. По направлениям социально-педагогической деятельности: - познавательно-развивающие; - художественно-эстетические; - спортивные; - трудовые.

3. По количественному составу участников:

Индивидуальные (работа с отдельным человеком);

Групповые (работа с малой группой, семьей);

Массовые (работа с большим количеством людей - общиной);

4. По доминирующим средством воспитательного воздействия: словесные, практические, наглядные.

5. По сложности построения: простые, сложные, комплексные.

6. По характеру смыслового наполнения: информационные, практические, информационно-практические.

7. По направлениям социально-педагогической деятельности: профилактические, реабилитационные, защитные и др.

Формы социально-педагогической деятельности подразделяются на традиционные (беседы, викторины, диспуты, конкурсы, устные журналы, тематические вечера и т.д.) и нетрадиционные (молодежные "Интернет кафе", уличные игротеки, профилактические программы "Подросток-подростку", "Ровесник-ровеснику" и т.п.).

Каждая организационная форма требует ее проектирования. Проект организационной формы - это пакет информационно-практических материалов и рекомендаций по ее организации и наглядный, времени, помещения, внешнего вида участников.

Осуществление социально-педагогической деятельности происходит в открытой социально-педагогической системе и системе специализированных учреждений (см. таблица 1).

Таблица 1

СФЕРЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Место работы

Учреждения социально-педагогической деятельности

Социально-педагогические службы образовательных учреждений

Дошкольные, общеобразовательные и профессиональные заведения, колледжи, лицеи, школы-интернаты, детские дома; специализированные общеобразовательные школы, высшие учебные заведения

Социальные службы

специализированные

учреждений

Дома престарелых, семейные детские дома, центры реабилитации, социальные приюты, спецшколы для детей с отклонениями в умственном и физическом развитии, центры занятости, биржи труда, тюрьмы и др.

Социальные службы

организаций

Коммерческие структуры, общежития, творческие и общественные организации, различные фонды, банки, благотворительные организации

Муниципальные социальные службы

Социальные службы, социально-педагогические, культурно-спортивные комплексы, центры социальной педагогики и социальной работы, отделы по социальной защите населения, отделения социальной помощи и т.д.

Службы культурной анимации

Подростковые клубы, дома культуры, школы народных ремесел, семейные клубы, семейные общежития, игровые площадки, парки и др.

Валеологические службы

Психологические центры здоровья, профилактории, реабилитационные залы и комплексы, центры народных средств оздоровления, медпункты и т.д.

Частная практика

Открытая социально-педагогическая система объединяет социальные, экономические, политические, культурные учреждения, способствующих социализации молодого поколения. Она носит многофункциональный характер, поддерживает связи со всеми социальными институтами, работает на принципе консолидации, обеспечивающей индивидуальное развитие и становление личности, защите прав и интересов различных категорий населения, формирует гражданскую мнению, обеспечивает культурно-образовательный уровень, который реализует через комплекс дел и мероприятий. К ней относятся семья, школа и высшие учебные заведения, окружающие люди, общественные, молодежные и детские объединения, специальные структуры и другие социализирующие институты.

В зависимости от сфер деятельности специалиста можно определить следующие направления социально-педагогической деятельности:

o социально-педагогическая деятельность с семьей (проблемной, верующими родителями, с семьей, в которой есть одаренные или больные дети);

o социально-педагогическая деятельности в системе школьного образования;

o социально-педагогическая деятельности в микрорайоне;

o социально-педагогическая деятельности в приютах;

o социально-педагогическая деятельность в интернатных учреждениях;

o социально-педагогическая деятельности с трудными детьми, с детьми из "группы риска";

o социально-педагогическая деятельности в исправительных учреждениях;

o социально-педагогическая деятельность как организация досуга.

Каждое направление деятельности имеет соответствующую методику, которая осуществляется по определенному алгоритму, имеет свою стратегию и тактику и свое направление. Однако общим является логика диагностики клиента: изучить, чтобы знать; знать, чтобы понять; понять, чтобы помочь.

Общая концепция помощи заключается:

1) в выявлении причин деформации в развитии клиента, поиск средств и способов их устранения, изменения среды в интересах клиента;

2) разработки адекватной методики социально-педагогического процесса, который позволит нормальному развитию клиента.

Организация помощи должна основываться на положениях ООН: всеобщей декларации прав человека и Конвенции о правах ребенка. Успех помощи возможен при условии объединения всех субъектов в единую систему, центром которой должна стать социальная, психологическая, социально-правовая, психолого-медико-педагогическая служба.

Форма Плюсы Минусы Родительские собрания классные Занимают мало времени; Охват большого числа родителей одновременно; Много готовых разработок проведения родительских собраний; Оперативное донесение информации Нет индивидуального подхода; Родительские собрания общешкольные Лекции Работа с активом класса Родительские конференции В наше время можно выделить 3 вида образования: Формальное –образование приобретаемое обучающимся в специально предназначенном для обучения учреждении специально подготовленными специалистами....


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


red0; 28.03.14

Методика – совокупность способов целесообразного проведения какой-либо работы.

Методика работы соц.педагога – совокупность форм, методов, средств, приемов социально-педагогической деятельности.

Форма – способ организации и способ существования предмета, процесса, явления.

Форма СПД – способ организации процесса отражающий внутреннюю связь его различных элементов и характеризующий взаимоотношения соц.педагога и его подопечных.

Метод – путь, способ достижения цели.

Метод работы соц.педагога – способ взаимодействия специалиста и подопечного с целью решения конкретной социально-педагогической проблемы.

Прием – устойчивый зафиксированный в общей или профессиональной культуре соц.педагога способ действия в определенных условиях. Это единичное одноактное действие.

Средство – технические, наглядные и т.д.

Формы работы социального педагога.

Групповая, индивидуальная форма (дома )

Традиционные, инновационные (найти традиционные формы работы с родителями )

Традиционные.

Форма

Плюсы

Минусы

Родительские собрания (классные )

  • Занимают мало времени ;
  • Охват большого числа родителей одновременно ;
  • Много готовых разработок проведения родительских собраний ;
  • Оперативное донесение информации
  • Нет индивидуального подхода ;

Родительские собрания (общешкольные )

Лекции

Работа с активом класса

Родительские конференции

В наше время можно выделить 3 вида образования:

Формальное – образование, приобретаемое обучающимся в специально предназначенном для обучения учреждении, специально подготовленными специалистами. В рамках формального образования осуществляется систематизированное обучение, характеризуется целенаправленной деятельность обучающихся. Завершается выдачей общепризнанного диплома/аттестата.

Формальное образование взрослых – курсы повышения квалификации.

Неформальное – гибкое и разнообразное по организации и формам система обучения, которая отвечает конкретным потребностям родителей, в то же время оказывает целенаправленное формирующее воздействие. Пробуждает у родителей потребность в рефлексии и осмыслении/переосмыслении своего отношения к ребенку и процессу его воспитания. При этом в отличии от формализованных образовательных систем ведущей целью неформального образования родителей является не приобретение знаний, а развитие социально-зрелого отношения к ребенку как к самоценной личности и субъекту деятельности. Знания поступают здесь в качестве основания родительской рефлексии, позволяющей осмыслить свои и чужой родительский опыт и принять более конструктивную и социально-зрелую позицию по отношению к ребенку.

Формы неформального образования – круглый стол, дебаты-дискуссии, мозговой штурм,

Александрова Е.А. – собрания - прецеденты.

  1. Родители из разных классов - параллели приглашаются для просмотра сценки/видеозаписи какой-то конкретной ситуации ;
  2. Родители делятся на группы и расходятся по разным аудиториям с целью разработки своей стратегии решения ситуации ;
  3. Родители встречаются чтобы обсудить различные варианты решения проблемы.

Условия процесса обучения родителей:

  1. Содержание обучения должно соответствовать образовательным потребностям родителей, т.е. потребностям, которые обусловлены типичными проблемами воспитания и школьного обучения, а так же спецификой индивидуального развития ребенка ;
  2. Время и форма обучения должны быть не просто удобны для родителей, а достаточно легко вписываемы в повседневную жизнь семьи, и в те виды практического взаимодействия со школой, которые привычны и практически значимы ;
  3. В процессе обучения необходимо представлять родителям проявление собственной активности способствующей самоорганизации в качестве равноправных участников.

Информальное образование – образование за пределами организованных встреч с родителями. Это индивидуальная познавательная деятельность, сопровождающая повседневную жизнь родителей, не обязательно носящее целенаправленный характер.

Прием – афоризм недели – в течении недели вывесить афоризм. Еженедельно их менять.

Бачева Елена Владимировна

Мои родительские уроки или письма к любящим родителям.

(найти )

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

846. Особенности работы социального педагога с подростками девиантного поведения (на материале суицида) 38.92 KB
Недаром отмечается что любое социальное потрясение любое массовое изменение общественного статуса влечет за собой всплеск самоубийств. Также можно отметить что в настоящее время нравственная сторона самоубийства стала более прозрачной. В прошлые времена церковь резко осуждала подобные действия и в силу того что вера являлась важнейшим атрибутом сознания люди придерживались подобных взглядов. человеку свойственно дорожить только тем что делается с трудом.
13328. Работа социального педагога с приемными семьями 119.73 KB
Приемная семья как форма устройства детей сирот. Понятие социально психологической адаптации у детей в приемных семьях. Социально педагогическая деятельность по профилактике психологической адаптации у детей в приёмной семье. Анализ результатов исследования социально психологической адаптации детей в приемных семьях.
18804. Деятельность социального педагога по преодолению подросткового одиночества 80.65 KB
Проанализировать существующие в философской научной литературе подходы к изучению феномена одиночества. Выявить психолого-педагогические причины и предпосылки подросткового одиночества. Выявить формы и методы работы социального педагога, позволяющие корректировать негативные проявления подросткового одиночества.
21609. Рекомендации социального педагога родителям по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних 16.7 KB
Девочки как правило пьют тайком или в компании старших подростков. Как только действие наркотика прекращается наступает тяжелое состояние которое наркоманы называют ломкой медики абстиненцией или синдромом отмены. Как подросток становится наркоманом токсикоманом Он решает попробовать то или иное вещество. Предлагают попробовать токсическое вещество или наркотик обычно люди принимающие это зелье они и обучают способу применения поведению при приеме препаратов.
20388. Общие вопросы организации работы социального работника 40.27 KB
Социальная работа - новая в нашей стране, активно развивающаяся отрасль профессиональной деятельности. В самом общем виде социальная работа рассматривается как национальная система помощи. Такое понимание задает пространство смысловых значений профессии социального работника; ему предписывается необходимость оказания поддержки нуждающимся гражданам в рамках государственной системы, призванной защищать национальные интересы своего народа
17513. Технологии социальной работы с семьёй в системе социального обслуживания 93.1 KB
Безработица, повышение цен на продукты питания и коммунальные услуги ударили в первую очередь по семье, вызвали обездоленность детей и подростков, бездомность, алкоголизм, наркоманию психологические конфликты.
3422. Европейские модели социальной работы и социального обеспечения в 20 веке 83.08 KB
Ценовая дискриминация – это неравенство в ценах отсутствие возможности у различных категорий покупателе приобрести товар по одинаковой цене. Приемы ценовой дискриминации: Ценовая дискриминация первой степени – продажа товара каждому покупателю по индивидуальной цене соответствующей максимальной оценке товара данным покупателем.пример – аукционные торги Ценовая дискриминация второй степени – используется при установлении различных цен на один и тот же товар в зависимости от количества в котором он закупается.
21377. Организация социальной работы с одиноко проживающими пожилыми людьми в процессе социального обслуживания 71.65 KB
Пожилые люди относятся к одной из наиболее социально незащищенных категорий населения. Их положение усугубляется тем, что изменение социального статуса человека в старости, связанное с прекращением или ограничением трудовой и общественной деятельности, трансформацией ценностных ориентиров, образа жизни и общения, затруднения в адаптации к новым условиям, порождают серьезные социальные проблемы.
1258. Приоритетные направления и формы работы учреждений культуры клубного типа с семьёй 40.66 KB
Современная семья ее проблемы и пути их решения Социальные функции современной семьи.3 Тенденции развития российской семьи: История вопроса. Для этого нужно узнать об уже изученных формах а также рассмотреть проблемы современной семьи исходя из которых можно сформулировать конкретные задачи для решения этих проблем. Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: разобрать социальные функции современной семьи выявить ее проблемы и пути их решения предположить путь ее дальнейшего развития а...
10015. ИССЛЕДОВАНИЕ ОПЫТА И КАЧЕСТВА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ И СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА КАК ОБЪЕКТА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В УСЛОВИЯХ ГБУ «ЦСОГПВИИ ПЕРЕВОЗСКОГО РАЙОНА» 320.73 KB
Актуальность работы заключается в возникновении общественной потребности в эффективной социальной помощи пожилым людям в условиях социально-экономических изменений, происходящих в нашей стране. Социальная работа направлена на психологическую поддержку пожилых в различных трудных и кризисных ситуациях, вызывающих психологический дискомфорт и эмоциональную нестабильность, на содействие эффективной адаптации к социальной среде, к изменяющимся социальным условиям.

Детское общественное объединение - одна из структур в многообразии молодежных движений, форма организации детской самодеятельности, социальной активности, самореализации; особая, педагогически организованная, среда жизнедеятельности ребенка; педагогически преобразованный социум. Основная цель детских объединений - развитие самодеятельности детей и подростков. «Под личностно значимыми целями понимают стремление к самовыражению и самореализации во время самостоятельной деятельности, к исполнению различных социальных ролей в коллективе, к раскрытию своего творческого потенциала» . «Объединения призваны помочь человеку в определении как ближайших, так и стратегических жизненных планов. Социальный педагог, организатор детского движения должны оказать помощь в определении доминирующих целей, предупредить о возможных трудностях, которые могут возникнуть при их реализации» .

Система образования и детское движение имеют общие задачи:

Развитие творческой личности;

Формирование у детей активной гражданской позиции;

Реализация прав и свобод, определенных Конвенцией ООН о правах ребенка;

Создание условий для приобретения детьми социально значимых отношений и так далее.

Функции социального педагога в деятельности общественных объединений:

Выявление интересов и потребностей детей и подростков;

Оказание им социальной помощи и поддержки;

Создание условий для развития талантов, умственных и физических способностей обучающихся во внеурочное время;

Выступление посредником между личностью обучающихся и детскими общественными объединениями в школе и другие.

«Социальный педагог создает условия для выбора сферы социальной деятельности и организует подготовку к этой деятельности (диагностика индивидуальных особенностей, ознакомление с вариантами выбора будущей деятельности, соответствующей возможностям, и т.п.)» .

Социальному педагогу необходимо работать с каждым ребенком, в рамках имеющегося общественного объединения, используя ресурсы, как самого индивида, так и объединения, чтобы предотвратить его асоциальные поступки, которые могут быть совершены в силу нравственной бедности и склада личности.

«В педагогике, в связи с разработкой теории коллектива, коллективной деятельности, теории и методики воспитательной работы достаточно подробно рассмотрены приемы организации групповой деятельности. Наиболее популярной технологией, которая может быть использована и в практике социально-педагогической деятельности, является технология коллективно - творческой деятельности, построенная на взаимодействии детей в малых группах» . Данная технология была разработана в 60-х годах прошлого столетия И.П. Ивановым, как противовес коллективистскому обезличиванию детей. «Понятие «коллективное творческое дело» И. Ивановым определялось как социальная деятельность детской группы, направленная на создание нового продукта (творческого продукта). При этом не важно, если этот или похожий продукт уже был когда-либо создан, главное, чтобы детская группа, создавала его впервые» .

«…Воспитательные задачи в процессе коллективного творческого дела ставятся и решаются воспитателями по преимуществу незаметно для воспитанников, как бы «по ходу», в глубине решения жизненно - практической задачи, и открываются воспитанникам в той или иной степени - при обсуждении результатов. Этим коллективные творческие дела принципиально отличаются от остальных воспитательных мероприятий, где перед воспитанниками цели ставятся открыто» .

Алгоритм коллективно - творческой деятельности:

1. Постановка общей цели (каждая группа представляет свой проект для достижения цели). Происходит объединение детей.

2. Выбирается один проект. Создаётся орган коллективного управления.

3. Подготовка и реализация выбранного проекта, распределение обязанностей между группами и контроль их деятельности. Осуществляется выбранным органом коллективного управления (Совет дела). «Дети приобретают опыт коллективной деятельности, учатся понимать друг друга, заботиться друг о друге, оказывать помощь, получают различные практические умения и навыки, развивают или открывают свои способности» .

4. Анализ проведённого проекта. «Формирование у детей умений анализировать деятельность свою и других, вносить в нее коррективы, а также развитию объективной положительной самооценки, так как на обсуждениях никогда не затрагиваются личные качества детей» .

5. Ближайшее последствие. «Главный смысл этого этапа - расширение круга добрых дел. Педагогу важно поддержать и развить хорошие начинания, закрепить и способствовать улучшению тех отношений - отношении дружбы творческого сотрудничества взрослых и детей, отношений взаимопонимания, подлинного товарищества - которые были рождены и создавались в процессе подготовки и проведения общего дела» .

Типы коллективно - творческих дел:

· Представление - не предусматривает выдачу заданий. Примеры: «коллективные песни, игры, концерт, концертные номера + игры с залом, беседы с залом (разновидности диспутов, лекции)» .

· Малое творческое дело - не требует предварительной подготовки. Задания выполняются сразу. Примеры: «телевизионные игры, перемещение по станциям, конкурсы, не сценарные ролевые игры» .

· Большое творческое дело - организаторы дают задание участникам. Требует подготовки. Примеры: «конкурс или набор постановок, сценарные ролевые игры, разновидности диспутов» .

Стадии принятия группового решения:

1. Установление фактов

2. Оценка фактов

3. Поиск решений

4. Принятие решений

Примерные технологии организации групповой деятельности:

I. «Мозговой штурм (брейнсторминг) как групповой метод порождения идей активно используется в работе социального педагога как с детскими группами, так и с педагогическим коллективом» .

Фазы брейнсторминга:

Вступительная фаза (15 минут)

Основная фаза (1 час)

Заключительная фаза

II. «Синектика (совмещение разнородных элементов) - методика исследования, основанная на социально-психологической мотивации коллективной интеллектуальной деятельности, предложенная В.Дж. Гордоном. Является развитием и усовершенствованием метода мозгового штурма» .

«Синектика - своеобразная модель групповой творческой деятельности, предусматривающая семь основных шагов:

1. Первоначальная постановка проблемы.

2. Анализ проблемы и сообщение необходимой вводной информации компетентным лицом (педагог, подготовленный член группы, специально приглашенное лицо).

3. Выяснение возможностей решения проблемы.

4. Переформулирование проблемы. Каждый член группы работает самостоятельно, исходя из собственного понимания.

5. Совместный выбор одного из вариантов переформулированной проблемы (первоначальная формулировка временно откладывается)

6. Выдвижение образных аналогий. Педагог побуждает группу к поиску ярких, образных, метафорических аналогий для заложенных в проблемной ситуации явлений. Этот этап - ключевой для синектики. Используются личностные, символические и фантастические аналогии.

7. Подгонка намеченных группой подходов к решению проблемы или готовых решений к требованиям, заложенным в постановке проблемы.

III. Групповая дискуссия - целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями, мнениями в группе ради поиска истины, причем все участники - каждый по-своему - участвуют в организации этого обмена» .

Действия педагога:

Первый этап. Формирование дискуссионных процедур (выявления различных точек зрения, способов аргументаций, их сопоставление т.д.)

Второй этап. «Сопоставление интерпретаций сложных явлений, выход за пределы непосредственно данной ситуации, поиск личностных смыслов» . «Виды дискуссий:

· с педагогом в роли ведущего;

· с одним из членов группы в роли ведущего;

· без ведущего (самоорганизующаяся)» .

Формы дискуссии:

1. Круглый стол

2. Заседание экспертной группы (панельная дискуссия)

4. Симпозиум

6. Судебное заседание

7. Техника аквариума

«Ориентиры для социального педагога в выборе темы:

Соответствие темы социально-педагогическим задачам;

Значение и своевременность, значимость для всех членов группы;

Подготовленность самого педагога;

Достаточная зрелость членов группы для понимания и подробного изучения темы;

Отсутствие у них чрезмерной эмоциональной напряженности, связанной с данной проблемой.

Социальный педагог не должен допускать какого бы то ни было открытого или косвенного давления на участников группы; ему следует приучать их к самостоятельности суждений, дать им возможность самим прийти к решению проблемы» .

Условия для организации коллективных дел:

«1. временная протяженность групповых дел, от замысла до их реализации, должна быть небольшой, иначе теряется интерес, гаснет эмоциональный накал;

2. минимальная подготовка дела требует простых форм, не влияющих на текущие события жизни ребёнка;

3. успех любого дела определяется четким распределением полномочий каждого ребёнка в подготовке и проведении мероприятия;

4. каждое дело должно способствовать духовному росту ребёнка, развитию взаимоотношений в группе;

5. деятельность группы становится фактором развития личности, если она организуется с опорой на инициативу и самодеятельность» .

«Духовный рост ребёнка, развитие его личностных качеств, неразрывно связаны с коллективной деятельностью. Обретение личностных духовных ценностей невозможно без соприкосновения с миром других людей, без взаимного обмена ценностями. Обретение своего духовного «Я» - процесс длительный, многофакторный, взаимодействие «коллектив - личность» предполагает и влияние коллектива на личность, и вклад личности в коллектив» .

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что деятельность социального педагога с детскими общественными объединениями является опорой для становления личности ребёнка, её развития, полноценной социализации ребёнка в социуме, выбора направленности его действий и поступков. Причём воздействие на личность через коллектив должно быть незаметным. Социальный педагог должен достигать этого, ставя перед коллективом цели и задачи, ведущие к эволюции личности, и в целом группы, а не к её регрессу. Его методы должны приводить к сплочённости коллектива, благоприятному психологическому климату в нём, к созданию дружеских и товарищеских отношений между членами группы, к здоровой конкуренции, чтобы коллектив не застаивался, чтобы он развивался, а не «стоял на месте». Группа должна сама воспитывать своих членов (умело направляемая социальным педагогом), помогая им преодолевать трудности, связанные как с общим делом, так и с личными проблемами. Для того, чтобы осуществить это, в арсенале социального педагога должны накапливаться необходимые игры, методики, упражнения, задания, различные технологические сценарии и др., для осуществления «грамотности и четкости деятельности в конкретной ситуации, и для создания условий для творческого преобразования собственной практики» .

дипломная работа

1.1 Основные принципы, формы и методы работы социального педагога

Цель социальной педагогики - воспитание и помощь ребёнку (подростку).

Какие процессы воспитания, организации ребенка (подростка) в обществе охватывает социальная педагогика? Каковы ее социальные функции и задачи? Рассмотрим эти вопросы поэтапно Кон И.С. Ребёнок и общество. - М.: Академия, 2003. Стр. 69

1. Первостепенной задачей является изучение ребенка (подростка), его состояние в стадии конфликта.

2. Оказание помощи ребенку (подростку) попавшему в беду. Важно найти пути, варианты выхода из кризиса, поддержать в трудное время.

3. Анализ состояния социального воспитания в различных социальных сферах, окружающих ребенка и воздействующих на него.

4. Социальная педагогика призвана анализировать, изучать и распространять, пропагандировать позитивный опыт.

5. Она должна направлять деятельность ребенка (подростка) на самовоспитание, самообучение и умение самостоятельно организовать свою жизнь и поступки.

6. Социальный педагог занимается координацией и объединением различных специалистов, организаций, решающих проблемы ребенка (подростка), имеющих отношение к защите его прав.

7. Одна из функций социальной педагогики сводится к организации, исследований различных проблем социального воспитания, анализу работы социальных педагогов.

Конкретнее функции социальной педагогики можно сформулировать следующим образом:

Воспитательная;

Социально-правовая;

Социально-реабилитационная Василькова Ю.В. Социальный педагог. - М.: Академия. Стр. 114 .

Воспитательная функция предполагает включение ребенка (подростка) в окружающую его среду, процесс его социализации, его адаптацию в процессе обучения и воспитания.

Социально-правовая означает заботу государства о детях, их правовую защиту.

Социально-реабилитационная функция - это воспитательная и образовательная работа с детьми-инвалидами, физически или психически неполноценными, где основные социальные функции выполняет педагог.

Социальный педагог выполняет большой объем работы. Его клиентами являются как ученики, так и их родители, семья. В целом социальный педагог выполняет следующие функции Галагузова М.А. Методика и технологии работы социального педагога. - М.: Академия. Стр. 128:

1. Образовательно-воспитательная, то есть обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и взрослых; содействие всех социальных институтов, учреждений физической культуры и спорта, средства массовой информации.

Диагностическая, то есть постановка «социального диагноза», для чего проводится изучение личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения; выявление позитивных и негативных влияний и различного рода проблем.

Организаторская, то есть организация общественно-ценной деятельности детей и взрослых, педагогов и волонтеров в решении задач социально-педагогической помощи, поддержки воспитания и развития реализации планов и программ.

Прогноспгческая и экспертная, то есть участие в программировании, прогнозировании, проектировании процесса социального развития конкретного микросоциума, в деятельности различных институтов по социальной работе.

Организационно-коммуникативная, то есть включение добровольных помощников, населения микрорайона в социально-педагогическую работу. Организация совместного труда и отдыха, налаживание взаимодействия между различными институтами в их работе с детьми, с семьями.

6. Охранно-защитная, то есть использование имеющегося арсенала
правовых норм для защиты прав и интересов личности. Содействие
применению мер государственного принуждения и реализации юридической
ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или косвенные
противоправные воздействия на подопечных социального педагога.

7. Посредническая, то есть осуществление связи в интересах ребенка между семьей, образовательным учреждением и ближайшим окружением ребенка.

Дополнительно можно обозначить еще одну функцию - самообразование. Для любого профессионала важно постоянно пополнять свой профессиональный багаж. Это касается и социального педагога.

Теперь следует остановиться на методах работы школьного социального педагога. Одним из самых важных методов является работа с семьями. Изучая семью, важно выяснить, как уживаются в ней такие понятия, как любовь, понимание, жалобы, трудности, желания, надежды, отношение к современному состоянию общества в стране.

Изучение отношений внутри семьи и помогут педагогу представить положение в ней ребенка. После изучения семьи перед социальным работником стоит задача помочь создать внутри нее более стабильные и дружеские отношения. Это можно решить, вовлекая семью в различные клубы, группы здоровья, советы и бытовые объединения, организовывая совместный труд в саду, в огороде, в быту.

Первостепенное внимание при изучении семьи педагог обращает на положение в ней ребенка, его семейный статус и значимость. Вместе с семьей он разрабатывает для него варианты реабилитационной программы. Здесь важно совместно школе и семье убедить ребенка в правильности выбранного пути выхода из кризиса. С ним обсуждается режим дня, его свободное время, его дело. Методом убеждения педагог может достичь успеха, если он достаточно владеет правовыми знаниями, чтобы убедить ребенка в последствиях его антиобщественного поведения.

С помощью этого метода социальный педагог может добиться, чтобы воспитанник, осознав проблему, сам начал искать путь выхода из сложившейся ситуации.

В практике работы некоторые педагоги составляют «карту семьи», где дается характеристика каждого члена семьи, указываются даты рождения и даты знаменательных событий в семье. Определяется статус семьи, ее религиозная и национальная принадлежность, жилищные условия, соседство.

«Карту» дополняет изучение методов воспитания в семье. Как и сколько времени родители проводят вместе с ребенком, есть ли у них общие дела, какова форма общения, беседует ли отец с сыном, проводят ли вместе свободное время, что читают, посещают ли клубы.

Важно представить, что знают родители о своих детях, чем ребенок интересуется, что читает, каковы его мечты, с кем он дружит; какие у него отношения в классе, в школе, его любимый учитель, предмет; здоровье ребенка, его проблемы.

Следует выяснить, и что знают дети о своих родителях: их вкусы и интересы, друзья и авторитет на работе, заботы, проблемы, здоровье. Определяется возможность сотрудничества внутри семьи. А так же степень воспитания, построенного на приказах взрослых. Социальному педагогу важно учесть все отношения внутри семьи; отношения взрослых между собой, взрослых и детей, родственников и других людей, которые живут в семье.

Работа социального педагога с родителями может осуществляться как в стенах школы, так и при посещении семей, а так же при проведении групповых консультаций или консультаций с отдельными родителями.

По исследованиям американских ученых, неполноценные дети есть в каждой седьмой семье, дети, имеющие от родимого пятна на лице до функциональных недостатков, слепоты, глухоты, замедленного умственного развития.

Для социального педагога важно выяснить взаимоотношения ребенка и родителей, а также отношение взрослых членов семьи к неполноценности ребенка. Здесь необходима чуткость социального педагога. Сегодня семья переживает огромные трудности, но если ко всем социальным и экономическим бедам добавляется и больной ребенок -- это сверхтяжело.

Чаще всего в такой семье мать или отец работать не могут. Это вызывает трагедию, родители разводятся, кончают жизнь самоубийством, становятся алкоголиками.

Кроме помощи ребенку, социальный педагог также должен обратить свое внимание на его родителей. Им, зачастую, нужна помощь нисколько не меньше, чем больному ребенку. Необходимо доказать родителям искать выход из горя и озлобления, найти положительные черты у ребенка и направить все силы на их развитие. Нужно найти пути и возможности ухода за больным ребенком, его воспитания и обучения. Важно при этом не стараться «нормализовать» ребенка, так как неудача приведет к трагедии.

Родителей следует связать с другими родителями, у которых также больной ребенок: это поможет им легче переносить свои тяготы, побороть чувство беспомощности и одиночества. Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике 2-ое изд. Полиграф.ресурсы. - М.: 1998. Стр.361

Также, самым распространенным и естественным методом работы социального педагога является метод наблюдения. Именно он дает педагогу больше всего материала для воспитательной деятельности. Педагог наблюдает за общением ребенка, его поведением в семье, в школе, на уроке, со сверстниками, его трудом. Не каждому педагогу удается достичь успеха в общении с конкретными детьми. Но эту способность можно развить. Начинающему педагогу помогут записи своих наблюдений, а общение поближе нужно начинать с двумя-тремя ребятами, постараться узнать их. Работая с группой делать пометки об отдельных ребятах, стараясь не оставить без внимания «незаметных» детей. Заметки помогут сосредоточиться на каждом наблюдаемом ребёнке и проанализировать поведение всех, даже самых пассивных детей.

Чаще всего социальный педагог прибегает к методу беседы. Важно, чтобы к беседе социальный педагог готовился заранее. В этом ему поможет анкетирование, составленный заранее вопросник или результаты комиссии, которая сделала заключение при поступлении ребенка в данное учреждение.

Поможет составить представление о ребенке изучение его биографии, его поступков и мотивов.

Исследователи выделяют еще метод социометрии, при котором, для математической обработки собираются данные бесед, анкетирования, опроса и алгоритмов, оценки кризисного состояния ребенка. На основании математического анализа составляется анализ социальный.

Продуктивная работа социального педагога невозможна без знания правового аспекта. Правовая работа социального педагога включает в себя юридическую защиту ребенка. Нередко социальный педагог выступает в суде в его защиту.

Кроме того, что социальный педагог по правовым аспектам консультируется с юристом, перед ним встает целый ряд жизненных вопросов, на которые он должен отвечать.

Социальный педагог должен быть посредником, привлекая медиков и юристов при физическом и сексуальном насилии над детьми. Он должен знать об уголовной ответственности за преступления против детей, за доведение до самоубийства в результате жестокого отношения к ребенку, за побои и истязания, за оставление без помощи в опасном положении, за выдачу замуж до совершеннолетия.

Социальный педагог должен знать об охране материнства и детства, об охране труда детей и подростков, о праве ребенка на пенсию. Он также должен уметь решать вопрос усыновления, знать права приемных детей, особенности семей с приемными детьми. Он должен помнить, что приемные дети в подростковом возрасте, в период своего взросления, повышенной возбудимости, могут чаще всего вступать в конфликты как с приемными родителями, так и с окружающими людьми.

Социальный педагог иногда сталкивается с проблемой лишения одного или обоих родителей родительских прав. Это тяжелая крайняя мера, к которой прибегают, когда родители не выполняют своих обязанностей, злоупотребляют ими, вредно влияют на развитие ребенка, жестоко обращаются с ними. В таких случаях ребенок определяется в детский дом, на опеку или попечительство. Социальный педагог должен знать об уголовной ответственности подростков, несовершеннолетних за преступления. Ему следует знать, как ведутся судебные разбирательства, как осуществляется защита и т.д., чтобы грамотно объяснить подростку нежелательную ситуацию и её последствия.

Введение ставки социального педагога в школе определяет статья 55 Закона «Об образовании». В отличие от учителя-предметника место социального педагога в школе не за учительским столом в кабинете, а в школьном клубе, в секции, на «тусовке», в разновозрастном отряде, там, где можно влиять на ребенка. Только здесь, во внеучебной обстановке, он может выявить детей-аутсайдеров, с девиантным поведением и других испытывающих сложности в адаптации к окружающей их жизни, изучить их личностные особенности и определить возможные пути помощи им.

Сегодня, когда алкоголизм и наркомания, правонарушения среди подростков - обычное явление, учреждение должности социального педагога очень актуально.

Задачами школьного социального педагога являются Лодкина Т.В. Социальная педагогика. - М.: Академия. Стр. 97:

Создание здорового климата в коллективе;

Гуманизация межличностных отношений;

Содействие реализации способностей каждого;

Защита интересов личности;

Организация досуга, включение в социально полезную деятель ность;

Поддержка постоянной связи с семьями учащихся;

Защита ребенка от родительской жестокости, эгоизма, вседозволенности;

Вьполнение роли посредника, связующего звена мёжду детьми и взрослыми между семьей и государственными службами, организациями и учреждениями, призванными заботиться о духовном, физическом и психическом здоровье населения;

Содействие взаимопониманию между отдельными людьми и их окружением, влиять на взаимодействие между организациями и институтами социального воспитания.

Социальный педагог, совместно с родителями, становится организатором вне учебного времени учащихся. Для этого необходимо курировать работу различных секций и клубов, трудовых, туристических и краеведческих отрядов. Также он координирует работу педагогического коллектива с трудными детьми, семьями, с окружающей социальной микросредой и общественностью микрорайона. Своими наблюдениями и выводами он периодически делится с педагогическим коллективом школы о психологическом климате в классах, о каждом трудном ученике и о возможных путях оказания ему помощи. Социальный педагог руководит подготовкой и составлением плана социальной работы школы.

Особого внимания требуют от социального педагога дети, исключенные из школы. Он помогает устроить их в другую школу, освоиться в новом коллективе.

Социальный педагог выявляет школьников, работающих в учебное время, способствует его дальнейшему образованию, проверяет выполнения трудовых норм в силу законодательства, а также справедливость его оплаты. Он контролирует получение многодетными семьями социальных привилегий, а именно: школьные завтраки, школьная одежда, возмещение транспортных расходов и т.д..

Социальный педагог ведет исследовательскую работу по выявлению социально-демографической структуры микрорайона, наличие семей «группы риска», подростков-правонарушителей, больных детей. Он организует благотворительные мероприятия, праздники для больных детей и детей - сирот.

Подросток часто не понимает социальных норм поведения. Современная школа, социальный педагог, осуществляя социальную защиту, должны объяснить учащимся их права, социальные гарантии при обучении и трудовой деятельности, экономические и социальные нормы использования труда подростков и молодежи в условиях рынка.

Под социальными гарантиями предполагаются: заработная плата не ниже прожиточного уровня, пенсии, пособия, право на труд, бесплатное образование и медицинское обслуживание, право на жилище и отдых.

Деятельность социального педагога в ДОУ

Работа социального педагога с семьями воспитанников...

Деятельность социального педагога в общеобразовательной школе

Социальный педагог выполняет большой объем работы. Его клиентами являются как ученики, так и их родители, их семья. Но в целом он выполняет следующие функции: 1. Образовательно-воспитательная, т.е...

Диагностика и консультирование учащихся в процессе выбора профессии

Круг обязанностей профконсультанта определяется, в основном, работой с клиентами и состоит в оказании помощи в решении их профессиональных проблем...

Методы и формы работы социального педагога в общеобразовательном учреждении

Методы работы социального педагога с детьми "группы риска" в условиях центра социальной помощи семье и детям

Организация работа социального педагога с алкогольной семьей

В число неблагополучных семей входит алкогольная семья. Семья алкоголиков, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляется с возложенными на нее функциями...

Проблема нравственного воспитания современного подростка

Работа социального педагога

Профилактическая работа социального педагога осуществляется по таким направлениям: 1. Изучение и выявление причин дезадаптации детей и подростков. 2. Предупреждение развития асоциальной...

Работа социального педагога

Согласно А.В. Мудрик, социальный педагог- это педагог, исследующий социальное воспитание в контексте социализации, т.е. воспитание всех возрастных групп и социальных категорий людей...

Работа социального педагога по формированию самоконтроля поведения гиперактивных подростков

Общение с гиперактивными подростками показывает, что у них не ладятся отношения со временем и пространством. Они суетливы, непоседливы, их движения непроизвольны. Все у них должно происходить быстро, они не знают покоя и раздумья...

Социально-педагогическая деятельность с детьми группы риска

Деятельность социального педагога в школе предусматривает работу со всем контингентом учащихся, но чаще всего в поле деятельности оказываются те, которых обычно называют «трудными», так как именно у них возникают проблемы в сфере обучения...

Специфика профессионального взаимодействия социального педагога с семьей

Профессия социального педагога представляет собой одну из разновидностей профессий, относящихся к сфере социальной работы. Под социальной работой понимается «область деятельности общества...

Технологии работы социального педагога с девиантными подростками в условиях средней школы

Понятие "технология" используется в разных назначениях. С одной стороны, технология - это способы материализации трудовых функций человека, его знаний, навыков и опыта в деятельности по преобразованию предмета труда или социальной реальности...

Формы работы социального педагога по сплочению ученического коллектива

Формы работы социального педагога определяются исходя из педагогической ситуации, сложившейся в школе и в данном классе, традиционного опыта воспитания; степень педагогического воздействия - уровнем развития личностей обучающихся...

Формы работы социального педагога с детьми, оставшимися без попечения родителей, на примере детского дома

виды социально-педагогической деятельности:

· психосоциальная работа;

· медико-социальная работа;

· социально-правовая работа;

· культурно-досуговая работа;

· информационно-воспитательная работа.

Теоретически можно предположить, что профилактическая деятельность должна осуществляться во всех учреждениях и организациях, где проводится массовая работа с детьми. С этой точки зрения могут быть выделены следующие виды социально-педагогической деятельности, имеющие свою специфику:

· социально-педагогическая деятельность в образовательных учреждениях;

· социально-педагогическая деятельность в детских общественных объединениях и организациях;

· социально-педагогическая деятельность в учреждениях творчества и досуга детей;

· социально-педагогическая деятельность в местах летнего отдыха детей;

· социально-педагогическая деятельность в конфессиях.

Работа по социальной реабилитации детей, имеющих отклонения от нормы, должна быть содержательно ориентирована на различные категории таких детей, что дает основание выделить несколько видов социально-педагогической деятельности, каждый из которых требует применения особых, специфических подходов, методик и технологий:

· социально-педагогическая деятельность с детьми, имеющими отклонения в развитии;

· социально-педагогическая деятельность с детьми, имеющими педагогические отклонения;

· социально-педагогическая деятельность с детьми, оставшимися без попечения родителей;

· социально-педагогическая деятельность с детьми отклоняющегося (девиантного) поведения.

В посреднической работе социального педагога особое значение имеет социально-педагогическая деятельность с семьей. Это обусловлено той важнейшей ролью, которую играет семья в процессе социализации ребенка. Именно семья является ближайшим социумом, определяющим, в конечном итоге, каким будет влияние на ребенка всех остальных социальных факторов. Поэтому работа социального педагога с семьей является обязательным компонентом его социально-педагогической деятельности со всеми категориями детей с проблемами, а иногда – и в профилактической работе.

Каждый социальный педагог должен иметь представление обо всех видах социально-педагогической деятельности, хотя в своей практической работе он скорее всего будет осуществлять лишь несколько из них, может быть даже какой-то один, что зависит от специфики того учреждения, где он будет работать.



6.Социально-педагогическая деятельность в учреждениях для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В приемную семью социальный педагог выполняет патронирующую роль. Начинается адаптация ребенка в приемной семье, которая связана с возникающими проблемами, как для ребенка, так и для родителей. Поэтому на этом этапе проводится углубленный курс обучения родителей, который является продолжением вводного курса. Социальный педагог с другими специалистами разрабатывает новую программу. Содержание обучения родителей в приемной семье зависит от многих обстоятельств: какая семья усыновила ребенка (многодетная, бездетная, в качестве родителей выступает один человек или двое, каков возраст приемных родителей, каковы мотивы, побудившие взрослых взять ребенка в семью, и др., а также от индивидуальности принятого в семью ребенка (возраст, пол, наличие болезни, наличие биологических родителей и пр.).

Дальнейшее патронирование приемной семьи связано со своевременным выявлением и разрешением проблем, которые могут возникнуть в приемной семье по обучению и воспитанию ребенка, предупреждением отказа приемных родителей от него

Социальная помощь и защита прав ребенка

Одной из главных задач социальной помощи ребенку является устройство его дальнейшей судьбы с учетом всей совокупности обстоятельств в каждом конкретном случае. Основные группы детей:

1.Дети-сироты, у которых умерли родители;

2.Дети, родители которых лишены родительских прав;

3.Дети, временно лишившиеся родительского попечения (находятся в больнице, под следствием, в розыске, в заключение)

4.Дети из семей, где они подвергались физическому или сексуальному насилию; из семей, где детей не кормят, оставляют на целый день или ночь одних без присмотра, где родители пьют или дебоширят, т.е. где дальнейшее их пребывание становится опасным для жизни;

5.Дети вынужденных переселенцев;



6.Дети, жилище которых находится в аварийном состоянии, либо оно отсутствует вовсе, либо не отвечает санитано-гигиеническим нормам.

Прежде чем принять по ребенку решение, определить круг мероприятии по оказанию помощи, необходимо определить круг мероприятии по оказанию помощи, необходимо изучить условия семейной жизни ребенка, его родственные и социальные связи (круг общения), интересы, сведения о здоровье, получить данные о посещении дошкольных или образовательных учреждений. Вся эта работа в основном осуществляется социальным педагогом

Основные функции социального педагога при работе с детьми, оставшимися без попечения родителей:

Сбор информации, касающейся социального статуса ребенка. С этой целью педагог посещает семью ребенка, изучает материальные условия, составляет акт обследования жилищно-бытовых условий, определяет психологический и моральный климат в семье, отношение родителей к ребенку, связывается с другими родственниками, соседями, школой, милицией и другими учреждениями.

Сбор и ведение документации на каждого ребенка в заведенное на него личное дело. В папку собираются сведения о семье, акты посещения семьи ребенка, свидетельство о рождении (или копия), социальный номер, страховой полис, сберегательная книжка, опись имущества, решение суда и копии приговора, запросы в различные органы и т. д. Обязательно отмечается, какая помощь, и поддержка были оказаны ребенку, и предполагаемое решение его дальнейшей судьбы. Для этой цели используется «Социальную карта ребенка». Такая карта является удобной для оценки жизненной ситуации ребенка, правильности сопровождения ребенка, поскольку все мероприятия фиксируются в дневнике.

Установление контактов и поддержание связи с другими учреждениями, занимающимися оказанием помощи детям из неблагополучных семей.

Помощь директору учреждения в подготовке документов для возбуждения уголовных дел в интересах ребенка на усыновление, взятие под опеку или перевод в другое учреждение.

Социальная поддержка ребенка (устройство в школу, профессиональное училище и т.д.).

Наблюдение за условиями жизни детей, живших в приюте и вернувшихся в семью или взятых под опеку.

Понятно, что эти задачи требуют тесного контакта социального педагога и всего педагогического коллёктива

Из сказанного следует, что важной задачей социального педагога является изучение условий жизни семьи с тем, чтобы принять правильное решение о возможности возвращения в семью. Надо отметить, что социальный педагог не обладает карательными функциями, его задача - полнее оценить ситуацию, а для этого необходимо установить контакт и взаимопонимание с ребенком и родственниками. Мы используем для достижения взаимопонимания социального работника и клиента ряд приемов, рекомендуемых зарубежными психологами. В данном случае слово «клиент» относится как к родителям или другим членам семьи, так и к самому ребенку.

Начать беседу с «разминки» - разговора на нейтральные темы. Особенно важно соблюдать это правило, начиная разговор с подростками, так как они переживают стадию освобождения от влияния взрослых и настороженно относятся к попытке проникнуть в их мир.

Продемонстрировать сочувственный отклик, выразить понимание сложности ситуаций. Чуткость способствует установлению контакта, так как собеседник начинает воспринимать социального работника как человека заинтересованного в его судьбе.

Относиться к клиенту «как к родному - быть естественным, искренним, не подавлять своих чувств. Манера общения - открытая, непринужденная. Такой способ общения способствует нейтрализации негативных эмоций клиента.

Прежде чем изучить интересующую социального работника проблему, следует проявить внимание к нынешнему состоянию клиента, на момент интервью.

После такой подготовки можно перейти к изучению интересующей проблемы. Во время дальнейшей беседы с помощью поощрительных реплик поддерживать обратную связь. Случается, что одного посещения недостаточно, приходится делать повторные визиты. Каждый раз составляется подробный неформальный отчет социального педагога в «Тетради учета посещений семей», в которой излагаются условия жизни, обстановка на момент посещения, поведение родителей и других членов семьи, их реакция на сведения о ребенке. Эти акты или отчеты являются документом, который может быть использован при возбуждении дела о лишении родительских прав или отобрании детей по суду. Когда по разным причинам не удается попасть в семью или родители отказываются от беседы, тогда необходимо опросить соседей, других родственников.

Семьи, где развращали детей, принуждали к воровству, обману, совершенно не заботились об их устройстве в школу. Дети из этих семей не имели кровати и спали в лохмотьях на полу, с которого даже линолеум был снят и пропит родителями.

Таким образом, посещение социальным педагогом семьи ребенка дает возможность решить вопрос о возвращении ребенка в семью. Или вызволения его из обстановки, опасной для его жизни и здоровья. Если возвращение ребенка в семью по тем или иным причинам невозможно. А родственники не хотят или не могут взять его под опеку, готовятся документы на передачу его в школу-интернат или детский дом.

Социальная помощь детям включает также помощь в решении жизненных проблем, т.е. закреплении имеющегося жилья за ребенком, а также открытие счетов в Сбербанке на разные виды пенсии (по потери кормильца, социальные, алименты родителей, лишенных родительских прав.

В России создана законодательная база, позволяющая в той или иной мере защитить основные права ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации. Полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - это предоставление им на время пребывании в соответствующем государственном пли муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости.

7. Социально-педагогическая деятельность в учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ или затрудняет его без специальных условий обучения и воспитания. Это дети-инвалиды или дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

Группа школьников с ОВЗ достаточно неоднородная. В нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая аутистические нарушения, с задержкой психического развития, с комплексными нарушениями развития. Область различий в развитии детей с ОВЗ очень велика. Она проходит от детей, нормально развивающихся, но испытывающих временные трудности, до детей с необратимыми поражениями центральной нервной системы. От ребенка, способного при специальной поддержке обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками, до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования. При этом такие границы различий наблюдаются не только в группе учащихся с ОВЗ, но и в группе школьников с различными нарушениями в развитии.

В таких условиях общеобразовательное учреждение должно быть адаптированным к потребностям и возможностям детей с ограниченными возможностями в здоровье.

Дети с ОВЗ наряду с характерными для их сверстников познавательными интересами и образовательными потребностями имеют свои специальные потребности обучения:

Начало обучение ребенка необходимо сразу же после выявления первичного нарушения развития;

Индивидуализировать обучение ребенка с ОВЗ следует в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка;

Введение в содержание обучения ребенка специальные разделы, которые не присутствуют в программах образования нормально развивающихся сверстников;

Использование методов, приемов и средств обучения, которые обеспечивают реализацию «обходных путей» обучения и облегчают усвоение учебного материала;

Обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды;

Максимально раздвижение образовательного пространства за пределы образовательного учреждения.

Учет особых потребностей различных категорий детей с ОВЗ, обусловленных характером и выраженностью нарушений, ориентация на максимальное удовлетворение этих потребностей наряду с необходимостью реализации общего стандарта образования - необходимое условие эффективности обучения учащихся с ОВЗ. Только удовлетворяя особые образовательные потребности такого ребенка, можно открыть ему путь к общему образованию.

Как показывает исследование, важную роль в данном моменте играет социально – педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями в здоровье, которая призвана решить следующие задачи:

Создание адаптивной образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ;

Обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с ОВЗ с учетом специфики и выраженности нарушения развития, социального опыта, индивидуальных и семейных ресурсов;

Построение обучения особым образом – с выделением специальных задач, разделов содержания обучения, а также методов, приемов и средств достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами;

Интеграция процесса освоения знаний и учебных навыков и процесса развития социального опыта, жизненных компетенций;

Обеспечение содействия ребенку и его семье, помощи педагогам;

Разработка специализированных программно-методических комплексов для обучения детей с ОВЗ;

Координация и взаимодействие специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процессе образования;

Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах обучения и развития детей с ОВЗ различной специфики и выраженности;

В связи с обозначенными задачами прогнозируются следующие результаты:

Выход детей с ОВЗ из состояния изолированности от общества;

Реализация конституционных прав детей с ОВЗ на образование в соответствии с их возможностями;

Получение ими образования в соответствии с индивидуальными возможностями;

Реализация себя в обществе;

Повышение качества жизни;

Овладения знаниями, социальными навыками;

Однако на первый план выходят противоречия, присущие обучению детей с ОВЗ, обусловленные стремлением к равным правам при неравных возможностях, а именно:

Между потребностью детей с ОВЗ учиться, развиваться вместе со сверстниками и их ограниченными возможностями;

Между затратами, усилиями на обучение детей с ОВЗ и аналогичными затратами и усилиями по отношению к их сверстникам;

Между общим и специальным в обучении детей с ОВЗ, имеющим нарушения различного генеза;

Между гуманистическим эффектом и экономической эффективностью инклюзии; и др.

Цель и смысл социально – педагогической поддержки детей с ОВЗ в общеобразовательном школах – это содействие в полноценном развитии и самореализации детей, имеющих те или иные нарушения, помощь в освоении ими общеобразовательной программы. Обретение важнейших социальных навыков с учетом индивидуально-типологических особенностей учащихся в познавательном, физическом, эмоциональном развитии.

Освоение образовательной программы призвано обеспечить введение в культуру ребенка, который выпадает из образовательного пространства в связи с особенностями своего физического или психического развития. Для этого необходимо использовать интегративные формы, организации обучения детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях.

Интегративное обучение в форме надомного обучения при общеобразовательной школе предполагает открытие специализированного класса или отделения надомного обучения для детей с ОВЗ, обучающихся по индивидуальным программам и планам на дому и в школе со значительным числом общеразвивающих занятий и мероприятий.

Ребенок получает образование, которое можно сопоставить по уровню академического компонента с образованием здоровых сверстников, при этом находясь в среде сверстников со сходными проблемами развития и в более длительные календарные сроки. Учебное место организуется в соответствии с особенностями развития школьников и дополнительно переделывается к конкретному ребенку.

Для того, чтобы данная модель усвоилась необходима организация специального обучения и воспитания для реализации особых образовательных потребностей. В данном случае нужно усилить внимание к формированию полноценной жизненной компетенции, к использованию обучающимися полученных знаний в реальных жизненных условиях.

В связи с неизбежной упрощенностью образовательной и воспитательной среды, необходимо максимально приспособить данную среду к физическому ограничению ребенка и его жизненному опыту и взаимодействие со здоровыми сверстниками, поэтому требуется специальная работа по введению ребенка в более сложную социальную среду. Основным значением такой работы является поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов ребенка.

Основная задача образовательного учреждения в сотрудничестве со специалистами – разработка и корректировка индивидуальных учебных планов и программ для каждого ребенка из специализированного класса на основе изучения его особенностей, психических и физических ресурсов и ограничений; обобщения опыта и результатов обучения на более ранних этапах.

Важным условием для повышения учебного процесса в специализированном классе или отделении надомного обучения должна стать комплексная социально -педагогическая поддержка психологического состояния ребенка; развитие его социального интеллекта, самостоятельности, способности к преодолению трудностей. Таким образом, существенно повышается роль службы социально –педагогического сопровождения в образовательном учреждении.

Введение учащихся с ограниченными возможностями в здоровье в контекст общепринятых культурных ценностей открывает им возможность переосмысления собственной жизни; задает новые темпы для реализации личных задач, пробуждает стремление, готовность занять активную жизненную позицию в обществе.

Получая, таким образом, образование, ребенок с ОВЗ овладевает полезными для него знаниями, умениями и навыками, достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовать их в условиях семьи и общества.