Коллективное мнение. Коллективное мнение: mantsurov — LiveJournal. Формирование коллективного мнения

Получая направление на анализ подумайте,

что вы предпримете, если результат окажется:

а) положительным,

б) отрицательным.

Если ответы совпадут, надобность

в анализе отпадет.

(Кохрэйн)

Коллективное мнение это

В реальности далеко не все ваши мысли именно ваши. Честно говоря, ваших мыслей у вас вообще очень мало, а чужих наоборот много.

Коллективное или общественное мнение - это мнение большинства. До тех пор пока люди не научались им манипулировать и не превратили в инструмент власти, оно в процессе эволюции было очень полезно. В настоящее время коллективное мнение содержит в себе много ложных суждений.

Что такое коллективное мнение? Это магия для посвящённых! Тот, кто понимает, как работает мнение общества - получает в свои руки штурвал управления и власть.

Коллективное мнение - это мощный инструмент, силу которого приветствует любое демократическое учреждение от общественной организации, до страны в целом. Коллективное мнение меняет власть и курсы стран, бросает людей в нищету или поднимает их над всем миром, воспитывает дух или отнимает волю.

Иначе коллективное мнение называют мнением большинства или общественным мнением, или мнением масс, мнением трудового коллектива. Но как бы его не называли, всегда говорят об этом как о некой истине и законе, действия против которого недопустимы и могут подрывать незыблемые и фундаментальные законы общества.

при использовании материалов www.psi.webzone.ru
Данный словарь создан специально для пользователей сайта сайт чтобы можно было найти любой психологический термин в одном месте. Если вы не нашли какое то определение или наоборот знаете его, а унас его нету, обязательно пишите нам и мы его добавим в словарь психологического портала "Психотест".

Коллективное мнение
КОЛЛЕКТИВНОЕ МНЕНИЕ - совокупные оценки, желания, требования, в которых выражается отношение членов коллектива к определенным, затрагивающим их интересы и потребности вопросам, явлениям, событиям, фактам. не только лично переживает впечатление от воспринятого события, а делится этим впечатлением с окружающими, сопоставляет свою точку зрения со взглядами других. Происходит сложный процесс взаимодействия и синтез индивидуальных мнений, в результате которых одни суждения отсеиваются, другие обогащаются, уточняются. Так складывается коллективное мнение, поддерживаемое если не всеми, то большинством. Это единство мнений сближает людей, создает предпосылки для единства их действий и сплочения. коллектива возникает не по любому поводу, а только по тем событиям и фактам, которые близко затрагивают их интересы. Ответ на вопрос, вокруг каких событий, фактов и т. д. существует общее мнение, свидетельствует о моральном облике коллектива, его воспитательных возможностях. Например, от того, кто авторитетен в учебной студенческой группе, на курсе, на чем зиждется его авторитет, в значительной степени зависит моральный климат в коллективе в целом, поведение отдельных студентов, результаты их деятельности

Список случайных тегов:
,
Выразительные движения - Выразительные движения — проявление эмоциональных переживаний и намерений индивида посредством мимики (выражение лица, улыбка, движения глаз), пантомимике (движения тела, осанка, жесты), интонации речи. Биологической основой выразительных движений человека являются реакции высших животных (выражения ярости, страха, родительских инстинктов), которые сопровождаются адаптивным поведением и изменениями в работе внутренних органов, кровеносных сосудов, желез внутренней секреции. При этом человеческие выразительные движения, в силу их значительной роли в социальных отношениях как своеобразного „языка“ для передачи оттенков чувств, оценок, желаний, прошли значительный путь эволюции (дифференциация оттенков, связь с типичными социальными ситуациями). Создаются ритуализированные формы выразительных движений для передачи различных состояний и намерений (выражение недовольства, одобрения, похвалы, гнева, презрения, просьбы, мольбы). В онтогенетическом развитии выразительные движения первоначально формируются как непроизвольные движения (крик, слезы, улыбка), сопровождающие эмоциональные переживания. При взрослении, когда родители начинают указывать на допустимость или недопустимость тех или иных выразительных движений, возникает их сознательный контроль, приводящий к их видоизменению (скрытый страх, виноватая улыбка).
,
Группировка - Группировка — структура логики. В психологию понятие введено в 1937 г. Ж. Пиаже в качестве одного из основных понятий его операциональной концепции интеллекта. Эта структура рассматривается связующим звеном между логическими и психологическими структурами. В формально-логическом плане группировка — это закрытая, обратимая система, в которой все операции подчиняются пяти формальным критериям: 1. Комбинативность: A + В = С; 2. Обратимость: С - В = А; 3. Ассоциативность: (А + В) + С = А + (В + С); 4. Общая операция идентичности: А - А = 0; 5. Тавтология, или специальная идентичность: A + А = А. Формами группировки являются такие логические операции, как простое и мультипликативное включение классов, простая и мультипликативная сериация, симметрия. В психологическом плане группировка — это состояние „равновесия мысли“. Весть процесс интеллектуального развития, по Пиаже, описывается последовательностью группировок, возможность выполнения каждой из которых обусловливается освоением предыдущей. Но собственно интеллектуальное развитие начинается не сразу, а после прохождения доперцептивного и перцептивного уровней, как результат последовательной децентрации, предполагающей освобождение объектов от восприятия и собственного действия с ними. Возможность истинной группировки появляется лишь на уровне конкретных операций. Ж. Пиаже выделил восемь элементарных группировок логики классов и отношений, сформированность которых необходима для достижения ребенком этого уровня: классификации, сериации, замещения, установления симметрии, представляющие группировки аддиктивного порядка, которым соответствуют четыре группировки мультипликативного порядка, в которых речь идет одновременно о нескольких системах классов или отношений. На уровне формальных операций ребенок может выполнять шестнадцать видов группировок, независимых от их содержания, но не имеющих полностью комбинаторного характера. На основании комбинаторной системы осуществляются группировки более высокого порядка, составляющих систему пропозициональных операций.
,
Иконическая память - Иконическая память (от греч. eikon – изображение) — сенсорная копия информации, предъявленной наблюдателю зрительно на очень короткое время (до 100 мс.), которая имеет большую емкость; быстро угасает во времени (около 0,25 с.); работает с сенсорным кодом; сознательно не контролируется; зависит от физических характеристик стимула. Обеспечивает перевод информации в кратковременную память.

Ключевые слова

КОЛЛЕКТИВНОЕ МНЕНИЕ / КОЛЛЕКТИВНОЕ НАСТРОЕНИЕ / ВНУТРИКОЛЛЕКТИВНЫЕ ТРАДИЦИИ / ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ / ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ / COLLECTIVE OPINION / COLLECTIVE MOOD / INTRA COLLECTIVE TRADITIONS / TECHNOLOGY OF FORMATION / MILITARY PERSONNEL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы - Исаева Наталья Николаевна

В статье раскрываются технологии формирования таких важных социально-психологических явлений, как коллективное мнение , коллективное настроение и внутриколлективные традиции , в подразделении внутренних войск МВД России, показана актуальность работы командира подразделения по формированию данных социально-психологических явлений, которые способствуют сплочению личного состава и повышению боевой готовности подразделения. Важной задачей деятельности командира при формировании воинского коллектива является всестороннее изучение коллективного мнения , коллективного настроения и традиций для их развития. При целенаправленной непрерывной работе офицеров по формированию коллективного мнения , коллективного настроения и внутриколлективных традиций командир сможет добиться высокой воспитательной эффективности воинского подразделения и крепкой воинской дисциплины в нем. Управление коллективным мнением и настроением, умение создавать в подразделении положительные традиции, единство мыслей и чувств, устранять эмоциональные противоречия, формировать коллективную требовательность вот те направления, которые способствуют сплочению личного состава и повышению боевой готовности подразделения внутренних войск.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам, автор научной работы - Исаева Наталья Николаевна

  • Педагогические аспекты дисциплинарной практикив управленческой деятельности воинских командиров

    2013 / Курышкин Сергей Юрьевич
  • Современное состояние и пути повышения уровня военно-педагогической культуры заместителей командиров подразделений по работе с личным составом во внутренних войсках МВД России

    2012 / Волгапкин Владимир Иванович, Колпаков Виталий Юрьевич
  • Формирование психологической совместимости военнослужащих в подразделениях внутренних войск МВД России

    2009 / Исаева Наталья Николаевна
  • Психолого-педагогические аспекты формирования у военнослужащих личной ответственности за уставные отношения

    2013 / Исаева Наталья Николаевна
  • Роль командира (руководителя) в педагогической профилактике конфликтов в воинском коллективе

    2016 / Ивашкин Владимир Иванович
  • Взаимоотношения в воинском коллективе и возможности возникновения конфликтных явлений

    2018 / Никифоров Игорь Геннадьевич
  • Историко-педагогический анализ реализации потенциала военной субкультуры в воспитании военнослужащих внутренних войск

    2016 / Овсянников С.Ю.
  • Развитие мотивации в самовоспитании и саморегуляции у военнослужащих в подразделениях внутренних войск

    2012 / Исаева Наталья Николаевна
  • Профилактическая и перевоспитательная работа с военнослужащими внутренних войск МВД России, имеющими негативные качества личности

    2013 / Емельянов Олег Анатольевич
  • Социально-педагогическое содержание психологии воинского коллектива

    2010 / Волгин Сергей Иванович

The article reveals the technologies of formation of such important social and psychological phenomena as collective opinion , collective mood and intra collective traditions in subdivisions of the internal troops. The study is given to the work of the commander of division on forming the social and psychological phenomena which promote the consolidation of personnel and increase morale of subdivisions. The most important task for the commander when forming a military collective is to study collective opinion , collective mood and traditions. With the targeted continuous work of the officers to form collective opinion , collective mood and intra collective traditions , the commander will achieve the consolidation of the personnel; increase the morale of the division, and strong military discipline. To manage collective opinion and collective mood , to be able to create positive traditions, conformity, to eliminate the conflicts and to form collective demands are the priorities to promote the consolidation of the personnel and strengthen the morale in subdivisions of the internal troops.

Текст научной работы на тему «Аспекты изучения коллективного мнения, коллективного настроения и внутриколлективных традиций в подразделении военнослужащих»

ББК 88.83 УДК 159.9

Аспекты изучения коллективного мнения, коллективного настроения и внутриколлективных традиций в подразделении военнослужащих

Н.Н. Исаева

Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России (Санкт-Петербург, Россия)

Aspects of Studying of Collective Opinion, Collective Mood and Intra Collective Traditions in the Division of the Military Personnel

Saint-Petersburg Military Institute of the Internal Troops of the Ministry of the Interior Russia (Saint-Petersburg, Russia)

В статье раскрываются технологии формирования таких важных социально-психологических явлений, как коллективное мнение, коллективное настроение и внутриколлективные традиции, в подразделении внутренних войск МВД России, показана актуальность работы командира подразделения по формированию данных социально-психологических явлений, которые способствуют сплочению личного состава и повышению боевой готовности подразделения.

Важной задачей деятельности командира при формировании воинского коллектива является всестороннее изучение коллективного мнения, коллективного настроения и традиций для их развития. При целенаправленной непрерывной работе офицеров по формированию коллективного мнения, коллективного настроения и внутриколлективных традиций командир сможет добиться высокой воспитательной эффективности воинского подразделения и крепкой воинской дисциплины в нем.

Управление коллективным мнением и настроением, умение создавать в подразделении положительные традиции, единство мыслей и чувств, устранять эмоциональные противоречия, формировать коллективную требовательность - вот те направления, которые способствуют сплочению личного состава и повышению боевой готовности подразделения внутренних войск. Ключевые слова: коллективное мнение, коллективное настроение, внутриколлективные традиции, технология формирования, военнослужащие.

DOI 10.14258/izvasu(2015)3.1-08

The article reveals the technologies of formation of such important social and psychological phenomena as collective opinion, collective mood and intra collective traditions in subdivisions of the internal troops. The study is given to the work of the commander of division on forming the social and psychological phenomena which promote the consolidation of personnel and increase morale of subdivisions.

The most important task for the commander when forming a military collective is to study collective opinion, collective mood and traditions. With the targeted continuous work of the officers to form collective opinion, collective mood and intra collective traditions, the commander will achieve the consolidation of the personnel; increase the morale of the division, and strong military discipline.

To manage collective opinion and collective mood, to be able to create positive traditions, conformity, to eliminate the conflicts and to form collective demands are the priorities to promote the consolidation of the personnel and strengthen the morale in subdivisions of the internal troops.

Key words: collective opinion, collective mood, intra collective traditions, technology of formation, military personnel.

Деятельность военнослужащих в воинских частях и подразделениях чаще всего является коллективной. Структура воинского коллектива включает в себя раз-

нообразные социально-психологические явления, такие как лидерство, соревнование, соперничество, конформизм и др. Однако наибольшее влияние на эф-

фективность служебно-боевой деятельности оказывают коллективное мнение, коллективное настроение, внутриколлективные традиции. От этих явлений зависит жизнедеятельность отдельных военнослужащих и воинских подразделений в целом, эффективность их деятельности. При благоприятном морально-психологическом климате, положительном коллективном настроении, готовности к активным действиям повышается качество выполнения поставленных перед подразделением служебно-боевых задач.

Важнейшими задачами педагогической деятельности при формировании воинского коллектива являются всестороннее изучение коллективного мнения, коллективного настроения и традиций с целью их дальнейшего развития и совершенствования.

Как известно, коллективное мнение формируется в процессе общения и взаимодействия людей, постоянного живого обмена впечатлениями, мыслями, взглядами, убеждениями, чувствами и переживаниями.

Складываясь из суждений отдельных людей, коллективное мнение вместе с тем не является простой арифметической суммой этих отдельных суждений. Индивидуальные мнения членов воинского подразделения в результате взаимодействия с мнениями сослуживцев претерпевают изменения, образуя массовое социально-психологическое явление. Это явление духовной жизни коллектива очень сложное, динамичное, изменчивое, легко может поменяться с положительного на отрицательное, а это представляет особую опасность для боеспособности воинского коллектива.

Почему для командира подразделения важно уметь управлять формированием коллективного мнения? Потому что оно оказывает огромное влияние на личность военнослужащего: во-первых, коллективное мнение является источником важнейшей для личности военнослужащего социально-психологической информации от окружающей среды (коллектива). Во-вторых, коллективное мнение информирует военнослужащего о реакции коллектива на его действия и поступки и тем самым направляет, регулирует его поведение в соответствии с требованиями, установленными в данном воинском коллективе. В-третьих, коллективное мнение выражает отношение членов коллектива к данному военнослужащему. Группа сама непрерывно сопоставляет поведение каждого своего члена с системой норм, существующих внутри этой группы или коллектива, и как бы «санкционирует» и поощряет или не поощряет поведение каждого. Поскольку человеку совсем не безразлично, как к нему относятся другие люди, с которыми он работает, живет, несет службу, которые одобряют или осуждают, порицают его действия и поступки, то он и согласует свое поведение с требованиями коллектива.

Внешне это воздействие выступает в форме конкретной оценки поступков и действий. Однако во-

площает в себе не только идеи, взгляды, но и волю, чувства и представления массы людей. Отсюда в коллективном мнении сочетаются и убеждение, и психологическое принуждение. Именно в связи с этим существует мнение педагогов и психологов, что сила коллектива - в коллективном мнении.

Оценки воинским коллективом поступков военнослужащего систематичны, оперативны и гласны. Они даются повсеместно и непрерывно и, как правило, неоспоримы.

Поэтому коллективное мнение вызывает у человека потребность самооценки, глубоко затрагивает область чувств, вызывая не только отрицательные чувства (стыда, угрызения совести), но и положительные (удовлетворения, радости, гордости, личного достоинства, долга, чести, ответственности перед коллективом). Все это побуждает военнослужащих к самосовершенствованию.

Сила коллективного мнения объясняется также и тем, что, раз возникнув и устоявшись, оно превращается в некий оценочный стандарт, штамп. И практика показывает, что подобные штампы держатся очень долго. Они усваиваются по следующему принципу: «Так все думают, так делают, значит, так правильно, так и надо» .

Коллективное мнение выполняет самые разнообразные функции в духовной жизни людей. Применительно к коллективу подразделения внутренних войск оно является сосредоточением коллективного опыта в области выполнения задач боевой службы, овладения воинским мастерством.

Трудно найти среди военнослужащих равнодушных к коллективному мнению, его оценкам. Одни военнослужащие привыкли его уважать, другие не нарушают предписаний группового поведения из-за боязни применения коллективных санкций (морального осуждения, порицания, гнева, насмешек, бойкота и т.п.). Следовательно, с помощью коллективного мнения можно управлять поведением отдельных военнослужащих, побуждать их на хорошее дело и удерживать от совершения дисциплинарных проступков. То есть коллективное мнение - весьма эффективное средство воспитания и самовоспитания. Оно сплачивает воинский коллектив и мобилизует его на решение служебно-боевых задач.

Эффективность побудительной и регулирующей поведение отдельных военнослужащих и подразделений функций коллективного мнения объясняется следующими свойствами:

Сочетанием убеждения и психологического принуждения, ибо в нем концентрированно выражаются разум, воля и чувства массы людей (суждения и оценки положительного коллективного мнения вызывают у человека потребность сознательной самооценки, глубоко затрагивая область чувств, и порождают активное стремление его к самосовершенствованию);

Оперативностью в реакции на события, систематичностью, гласностью и неотвратимостью оценок поступков личности со стороны ближайшего социального окружения;

Способностью ряда коллективных (групповых) суждений превращаться в оценочные стандарты и воздействовать не только на сознание, но и на подсознательную сферу человеческой психики.

Формирование коллективного мнения во многих подразделениях военнослужащих нередко происходит стихийно, без знания командирами и начальниками механизма его развития. В воспитательной работе коллективное мнение используется порой неумело, неэффективно, а в некоторых воинских коллективах и вовсе не учитывается. Это делает менее эффективной проводимую командирами воспитательную работу и снижает качество выполнения поставленных перед подразделением служебно-боевых задач.

В повседневной практике подразделений на собраниях, совещаниях иногда обнаруживается два мнения: одно - официальное, внешне часто спокойное, и другое - внутреннее, кулуарное, глубоко скрытое во взаимоотношениях различных групп и членов коллектива. И это второе часто бывает более действенным, эффективным в реальной жизни, делах подразделения.

Иногда в подразделении признаком смелости, независимости считается внешнее неповиновение, пререкание с командиром, начальником и т.д. Эти и другие стереотипы, штампы на первый взгляд кажутся безобидными. Но это только на первый взгляд, а в действительности они отрицательно влияют на психическое состояние, коллективные настроения и активность людей, у военнослужащих формируются такие отрицательные качества, как безответственность, пассивность, индивидуализм, недобросовестность, иногда грубость. Чтобы подобных явлений не было в воинских коллективах, необходимо твердо знать, что мнение коллектива в зависимости от содержания, направленности может оказывать разное влияние на людей. Отсюда первостепенная обязанность всех командиров - забота о направленности коллективного мнения, о его единстве и совпадении коллективного мнения с мнением командира подразделения.

Направленность и единство коллективного мнения - это основные показатели его воспитательной ценности.

Мнение коллектива - явление многоплановое и весьма динамичное. Служебная деятельность показывает, что по каждому вопросу жизни, учебы, военной службы абсолютно единого мнения с самого начала обычно не бывает. Прослеживается лишь более или менее выраженная тенденция к единству. Преимущественно эта тенденция по направленности соответствует нравственным нормам, требованиям присяги, общевоинских уставов Вооруженных сил РФ, приказаний и приказов. Но степень зрелости

мнения бывает различной. И это не случайно, ведь его носителями являются конкретные люди или отдельные группы военнослужащих. Можно наблюдать, что к одному и тому же факту, одним и тем же поступкам бывает различное отношение воинов: одни осуждают, другие поддерживают. Причем одни оценивают поступки, исходя из своего жизненного опыта, норм и правил традиций и культуры, другие иногда руководствуются отсталыми, обывательскими критериями. Такие расхождения наблюдаются в общении, в повседневной жизни, быту. Иногда это видно на собраниях, чаще в разговорах воинов в своем кругу, где рассуждают следующим образом: «собрание - одно, жизнь - другое».

В коллективах подразделений внутренних войск нет объективных причин, социальных условий для возникновения двойного мнения, расходящегося с официальным мнением, правовыми, нравственными нормами поведения. Однако в силу индивидуальных особенностей военнослужащих, сугубо субъективных психологических причин в некоторых коллективах возникает отрицательное коллективное мнение.

Как управлять формированием коллективного мнения? Зная стадии его развития, можно эффективно влиять на процесс становления мнения коллектива. Прежде всего командир должен знать мнение своего коллектива на происходящие события, и если это мнение не совсем совпадает с его мнением, то проводится соответствующая работа с активом подразделения или с сержантами, командирами отделений. Опытные командиры своевременно сами стараются информировать подчиненных о происходящих событиях, участвовать в дискуссиях, не упустить момент, когда военнослужащие непосредственно переживают события, своевременно выявляют источники, конкретных носителей ложных взглядов. При этом необходимо иметь в виду, что возникшее и утвердившееся мнение коллектива превращается со временем в стандарт, и если не следить за его развитием, изменением, то оно может превратиться в предубеждение, а иногда и в предрассудок. Необходимо постоянно заботиться о формировании правильного коллективного мнения и в последующем, в связи с изменением условий службы и оперативной обстановкой, проводить соответствующую его корректировку.

Это все, конечно, возможно, но при одном условии: если командир находится в близком общении с подчиненными, имеет с ними постоянный личный контакт, знает их нужды и потребности, настроения и психическое состояние, события их службы и личной жизни.

Формирование нужного мнения коллектива по конкретной служебной задаче начинается с постановки перед подразделением общих целей и задач и предъявления конкретных требований и к коллективу в целом, и к каждому его члену в отдельности.

Особое внимание при этом командир обращает на разъяснение и обоснование поставленных задач. Выяснение круга лиц, которые настроены пассивно, иногда и отрицательно. С одной стороны, всемерно повышается авторитет активистов, обеспечивается их решающее влияние на остальных членов коллектива, с другой стороны - решительно разоблачаются носители ложных взглядов, развенчивается их лжеавторитет, они лишаются возможности оказывать отрицательное влияние на подразделение.

В формировании коллективного мнения большую роль играют собрания. Собрание, являясь средством формирования мнения, выступает также и официальной формой выражения и закрепления коллективного мнения. Именно на собраниях усилиями передовых воинов, актива, командира вырабатывается правильная оценка событий в жизни подразделения, части, разбиваются отдельные ложные мнения и утверждаются истинные. Но так бывает на собрании лишь тогда, когда еще до его начала командир проводит подготовительную работу, а именно принимает меры по предупреждению отрицательных мнений:

Предварительно формирует единство взглядов наиболее влиятельных людей в коллективе (формальных, а иногда и неформальных лидеров микрогрупп);

Дает индивидуальные задания для работы с сослуживцами, а также с микрогруппами, от которых можно ожидать неправильного отношения к тому или иному решаемому вопросу.

Коллективное мнение становится полностью единым и максимально действенным тогда, когда критерии официальной и неофициальной оценок сходятся. Чтобы этого добиться, командирам необходимо проводить индивидуальную работу с военнослужащими, склонными к нарушениям требований общевоинских уставов Вооруженных сил РФ, воинской дисциплины и службы, бороться с ложными взглядами и критериями оценки поведения.

Наконец, в формировании правильного коллективного мнения в подразделении значительную роль играет работа по организации и проведению систематического информирования военнослужащих по вопросам внутриколлективной жизни.

Таким образом, коллективное мнение в деле воспитания военнослужащих внутренних войск играет огромную роль и оказывает большое влияние на эффективность служебно-боевой деятельности подразделений. Воспитательные функции коллектива сильны его единством, направленностью коллективного мнения. На пути его формирования командир подразделения сможет добиться высокой воспитательной эффективности воинского коллектива, крепкой воинской дисциплины в нем и высокого качества выполнения служебно-боевых задач.

Формированию положительного коллективного

мнения способствуют положительные настроения, существующие в воинском коллективе.

Коллективное настроение - это совместное переживание тех или иных событий, фактов, а также сходные эмоциональные состояния, овладевшие на какое-то время всем коллективом (или большей его частью) и влияющие на его жизнь и деятельность .

Известно, что в полную силу знания, умения и боевые навыки отдельных военнослужащих и слаженность всего подразделения проявляются на фоне положительных психических состояний. Отрицательное настроение коллектива, например уныние, отчаяние, стресс, страх, понижают эффективность обучения военнослужащих и могут вовсе парализовать их боевую активность.

Немалую роль играют коллективные настроения в повседневной жизни подразделения. Они влияют на успешность несения службы, на воинскую дисциплину, на взаимоотношения. Такие настроения, как эмоциональный подъем, вера в общий успех, увлеченность, приподнятость, способствуют успеху всего подразделения. Другие же: состояние упадка, неверие в свои силы и силы коллектива, уныние - снижают качество несения службы, дисциплинированность.

Исследование условий повышения работоспособности людей показало, что настроение коллектива находится в прямой зависимости от производительности труда. Если среднюю производительность труда взять за начало меры, то при хорошем настроении она на 0,8-4,2% выше, а при плохом - на 2,5-18% ниже средней .

Особенно сильно настроение отражается на дисциплине и организованности. Такие настроения, как групповая скука, недовольство, неприязнь, не говоря уже о панике, являются серьезными предпосылками к проступкам, а иногда и к преступлениям. Поэтому командиру важно знать, что под воздействием доминирующего отрицательного настроения даже дисциплинированные военнослужащие нарушают общевоинские уставы Вооруженных сил РФ, совершают дисциплинарные проступки. И наоборот, нередки случаи, когда под воздействием доминирующего положительного настроения коллектива (группы военнослужащих) даже недисциплинированные воины начинают вести себя лучше, дисциплинированнее.

Необходимо также иметь в виду, что эмоциональный фактор в условиях воинского коллектива проявляется особенно рельефно и зримо. Это обусловлено особенностями службы: повышенная опасность для жизни и здоровья военнослужащих, эмоциональная напряженность военной службы, частые физические и умственные перегрузки, неожиданность и неясность обстановки. Для преодоления этих трудностей особенно ценны боевое содружество, органическое единство со всем коллективом, сплоченность.

Профессиональная обязанность командира подразделения - забота о создании в коллективе обстановки приподнятости, бодрого тона, поддерживание положительных эмоциональных состояний.

Но, к сожалению, это делается не всегда, бывают на практике случаи, когда коллективный настрой либо совсем не учитывается, либо с ним не считаются. А это, как известно, является предпосылкой нарушения дисциплины и снижает качество службы. Для поддержания необходимого коллективного настроения командиру необходимо знать особенности зарождения, функционирования и развития коллективного настроения.

Командир, зная особенности коллективного настроения, может в одних случаях сохранить, поддержать стихийно возникший порыв, энтузиазм, в других - вызвать подъем настроения, а в третьих - не допустить возникновения отрицательных коллективных настроений посредством преодоления причин их появления.

Коллективные настроения и коллективные мнения тесно переплетаются, взаимосвязаны с внутри-коллективными традициями в воинском коллективе. Социально-психологические явления, возникающие на базе общения, взаимных отношений людей, нередко фиксируются в обычаях и традициях.

Обычай - это сложившаяся норма поведения людей в коллективе. Обычаи, имеющие особое значение для данного коллектива и передающиеся из поколения в поколение, называются традициями.

Любому обществу присуща живая связь поколений. Каждое старшее поколение оставляет последующим все созданные им материальные и духовные ценности, достижения науки, культуры, сложившиеся обычаи и нормы морали. Последующие поколения не усваивают это наследие механически, а перерабатывают его в соответствии со своим мировоззрением, отбрасывая то, что их мировоззрению противоречит.

Традиционными могут быть определенные взаимоотношения в коллективе, настроения, уклад жизни и деятельности, стиль руководства, образ поведения людей; такие действия и отношения, став традиционными, становятся коллективной потребностью.

Наличие внутриколлективных традиций и их соблюдение с неизбежностью порождают внутренние противоборства: ожидание и сопереживание, взаимную близость, определенные установки к различным действиям и поступкам военнослужащих. Эти отношения входят в общую структуру общественных отношений коллектива, углубляют личностный характер, а поэтому способствует сплочению коллектива.

Традиции способствуют преемственности духовного облика и психического склада людей, помогают воспитанию коллективизма, уважения опыта старших поколений, побуждают к проявлению общественной активности.

Совокупность традиций представляет собой важнейший элемент внутриколлективной социально-психологической атмосферы, в которой постоянно пребывает военнослужащий.

Традиции, как и другие психологические явления группы, возникают и проявляются в различных масштабах, в разных условиях жизни. Они могут быть элементом психологии всего народа, нации, класса или социальной прослойки, конкретной группы людей, определенного коллектива. Общенародные, классовые, национальные традиции пронизывают каждую конкретную общность (группу, коллектив). Наряду с общими, внутри каждого коллектива зарождается, крепнет и бытует немало специфических внутрикол-лективных традиций, которые характерны только для этого коллектива. Эти традиции оказывают большое влияние на формирование личности военнослужащего и подразделения в целом.

Совокупность различных традиций воинского подразделения представляет собой важнейший элемент внутриколлективной социально-психологической атмосферы, в которой постоянно находится и которую постоянно усваивает личность воина.

Традиции многочисленны и многообразны. Подразделяют их условно по следующим основаниям:

2. По сферам проявления: моральные, правовые, художественные, религиозные.

3. По принадлежности к различным общностям: общенародные, национальные, классовые, территориальные, профессиональные, возрастные, смешанные, внутриколлективные.

В жизни подразделений внутренних войск наиболее прочными и известными традициями являются боевые традиции:

Гордость за службу и боевые заслуги внутренних войск;

Гордость за успехи своей части, подразделения;

Воинская дружба, коллективизм;

Высокая служебная бдительность;

Честность и неподкупность в выполнении слу-жебно-боевых задач;

Гуманизм;

Высокая дисциплина и исполнительность.

Лучшие традиции внутренних войск постоянно

живут, развиваются, приумножаются.

В коллективах подразделений внутренних войск большое значение имеет популяризация воинских традиций:

1) служебных - добиваться полной взаимозаменяемости (овладение несколькими специальностями), бороться за отличные показатели в службе и т.д.;

2) спортивных - добиваться лучших спортивных показателей среди подразделений и отдельных

военнослужащих, выполнять нормативы и спортивные разряды;

3) бытовых - чествование воинов и их родителей в знаменательные для них дни, поддержание связи с воинами, уволенными в запас, и т.д.

Жизнь показывает, что воспитательные возможности коллектива находятся в прямой зависимости от числа положительных традиций. Постоянная гласная оценка положительных традиций и настроений способствует их закреплению в воинском коллективе.

Хорошими традициями, усиливающими сопереживание людей в коллективе, являются различные ритуалы, торжественное принятие Присяги, строевые смотры, проверки и смотры техники, торжественное вручение оружия, проведение праздников, чествование отличников службы, разводы нарядов на посты и т.д. Воинские ритуалы всегда сопровождаются сильной эмоциональной окраской, затрагивают лучшие человеческие чувства, вызывают чувство гордости за Родину, внутренние войска МВД России и Вооруженные силы, военнослужащих, в них участвует большое количество людей, как военнослужащих, так и гостей.

Но если этому не уделять внимания, то психологический механизм традиций может сработать в негативном плане. Иногда негативные традиции, сложившиеся в подразделении, могут отрицательно влиять на взаимоотношения военнослужащих различных сроков службы и различных национальностей.

Для того чтобы успешно бороться с такими отрицательными традициями, командиру необходимо выявить отдельных лиц или микрогруппы, являющиеся их источниками, пытающихся сеять недовольство, выступающих сознательно или неосознанно в роли «коллективного мнения», и своевременно их изолировать (нравственно и психологически) в коллективе.

Практика показывает, что административные меры и запреты не всегда устраняют силу вредной традиции. Великий советский педагог А.С. Макаренко го-

ворил, что отрицательную традицию нельзя уничтожить просто приказом, она должна быть вытеснена новой традицией, более сильной и более полезной. Такая работа требует большого терпения и глубокой мысли командира подразделения .

Большое внимание на формирование и поддержание лучших традиций и коллективных настроений в коллективе оказывает личный пример поведения командира. Командир подразделения должен быть всегда образцом офицера внутренних войск, должен быть уверенным в себе, бодрым, уметь не поддаваться отрицательным настроениям, вовремя и конструктивно разрешать возникающие в подразделении конфликты, проводить целенаправленную и постоянную работу по формированию коллективного мнения, коллективного настроения, внутриколлективных традиций во вверенном ему подразделении.

Таким образом, популяризируя лучшие традиции части и подразделения, командир облегчает уставную и социальную регуляцию жизни военнослужащих, способствует организации полноценного отдыха, развитию лучших морально-боевых качеств военнослужащих. Внимательно анализируя элементы отрицательных привычек и неуставных обычаев, офицер не допускает их внедрения в традиции подразделения. Вместе с активом он исследует каждый факт проявления предрассудков или суеверий, реагирует на моду среди личного состава и ведет тактичную, но бескомпромиссную борьбу со всем, что мешает сплочению коллектива и поддержанию хорошего социально-психологического климата.

Управление коллективным мнением и настроением, умение создавать в подразделении традиции, единство мыслей и чувств, устранять эмоциональные противоречия, формировать коллективную требовательность - вот те направления, которые способствуют сплочению личного состава и повышению боевой готовности подразделения, части внутренних войск МВД России.

Библиографический список

1. Исаева Н.Н. Формирование гармонично развитой личности курсанта военного института // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2013. - №12 (59).

2. Исаева Н.Н. Педагогическое обеспечение психологической совместимости военнослужащих в подразделе-

ниях внутренних войск МВД России: дис... канд. пед. наук. - СПб., 2010.

3. Шарухин А.П. История развития российской школы воинского воспитания: монография. - СПб., 2004.

В системе средств нравственного воспитания важное место принадлежит общественному мнению. Будучи оценочным суждением классов и других социальных общностей людей по вопросам общественной жизни, оно затрагивает их интересы, выражает отношение общественности к различным событиям, фактам, явлениям, к деятельности и поведению людей. Общественное мнение как оценочное суждение, выражающее отношение общественности, органически связано с нравственностью. Нормы нравственности опираются на силу общественного мнения, устанавливаются и поддерживаются им, так же как общественное мнение в свою очередь опирается на нормы нравственности. Понятно, что и воспитание в духе нравственности не может не опираться на него.

Общественное мнение, воплощаясь в коллективном мнении, выступает важнейшей духовной силой коллектива. Однако мнения коллектива и общества не всегда полностью совпадают. Если общественное мнение выступает состоянием сознания общества в целом, то коллективное мнение есть состояние сознания коллектива, совокупность оценочных суждений, разделяемых большинством или всеми членами коллектива, общая позиция коллектива, его отношение к тем или иным событиям и фактам жизни.

Тот или иной коллектив имеет свои настроения, взгляды, суждения, т. е. свое сознание, которое часто не совпадает полностью с настроением, взглядами и суждениями каждого отдельного его члена, а также с подобными проявлениями в других коллективах. В коллективном мнении выражается то, что с наибольшей полнотой выражает общие интересы. Но оно не фиксирует все оттенки взглядов, суждений каждого члена коллектива.

Мнение коллектива воплощается в принимаемых им решениях (конечно, императивная сила решения зависит от характера коллектива), в действующих в нем нормах, социальных установках и других образованиях коллективного сознания. Через коллективное мнение осуществляется контроль за поступками людей, их психологическая подготовка к решению стоящих перед коллективом целей и задач. Оно выступает той реальной силой, которая оказывает порой решающее воздействие на поведение человека. Под его влиянием происходит процесс превращения внешних требований во внутренние, возникает настойчивость, целеустремленность, согласованность, формируется умение мобилизовать свои возможности и энергию.

Воспитательная роль коллективного мнения состоит в том, что личность по нему судит о мнении общества в целом и воспринимает требования коллектива как требования общества. Больше того, она смотрит на мир, оценивает события, факты в значительной степени под влиянием коллектива. Уровень, характер коллективного мнения оставляет глубокий след в индивидуальном сознании человека. Под его влиянием человек усваивает, какие поступки коллектив одобряет и какие осуждает. Мнение для него становится мерилом целесообразности, разумности поведения с позиций коллектива.

Свою воспитательную роль общественное мнение осуществляет главным образом через нравственный контроль деятельности и поведения людей. Функция нравственного контроля определяется тем, что важнейшей стороной всех существующих в обществе отношений выступают отношения нравственные. В социалистических коллективах они складываются в соответствии с нормами коммунистической морали, выступают как отношения человека к коллективу, человека к человеку, коллектива к другим коллективам, коллектива к человеку, коллектива к обществу и подвластны контролю общественного мнения.

В нашем обществе, пожалуй, нет такого коллектива, сколь бы мал или велик он ни был, который не оказывал бы через мнение своего влияния на отношения между людьми, их поведение. Разнообразие отношений, связей, возникающих в процессе участия человека в жизни таких, например, коллективов, как трудовой, учебный, семейный, спортивный, способствует гармоничному развитию личности. Вместе с тем целенаправленное формирование нравственной личности невозможно без слаженности, согласованности таких коллективов в своих требованиях к поведению человека, без должного нравственного контроля. Отсутствие согласованности нравственного контроля может порождать раздвоенность в сознании и поведении. Так, замечено, что не у всех еще людей складываются твердые убеждения в необходимости соблюдения моральных норм. Одной из причин этого является различие в нравственных требованиях, которые предъявляются человеку различными коллективами. Больше того, если такие убеждения и сложились, то при переходе, например, из трудового коллектива с высокими требованиями в трудовой коллектив с заниженными требованиями убеждения в необходимости соблюдения моральных норм лишаются своей опоры и могут потерять характер обязательности.

Отношение человека к общему мнению, т. е. к общественному и коллективному, зависит в известной мере от положения человека в коллективе, в обществе. Скажем, директор завода является членом производственного коллектива и вместе с тем выступает руководителем по отношению к нему. Положение руководителя обязывает чутко прислушиваться к мнению коллектива, но в то же время оно открывает возможность ставить свое мнение выше коллективного, не считаться с ним. И в жизни нередки случаи, когда коллектив выступает с критикой своего руководителя, а он злоупотребляет своим служебным положением, препятствует выражению коллективного мнения. Для таких руководителей коллективное мнение не является авторитетом, и не потому, что оно несправедливо, а в силу неправильного понимания этими руководителями своего места в коллективе.

Психологически это объясняется (но отнюдь не оправдывается) тем, что далеко не все руководители понимают и чувствуют свою ответственность перед коллективом, в котором они работают, Для некоторых из них коллектив - это только подчиненные, и они ждут от них лести, восхищения, но не порицания, осуждения и даже не похвалы. Похвала предполагает превосходство того кто хвалит, а они не признают превосходства коллектива.

Позитивная роль коллективного мнения, общественного воздействия все ощутимее проявляется в жизни нашего общества. При этом очевиднее становятся огромные преимущества воспитательного воздействия со стороны коллективного мнения в сравнении с мерами административного порядка.

При административном воздействии человек выступает как объект воспитания. При обращении же к нему как к члену коллектива, несущему ответственность не только лично за себя, но и за коллектив, осуществляется более высокий вид ответственности за свое поведение - ответственность нравственная. Коллективное мнение адресуется к совести и долгу человека, т. е. к сознанию ответственности за свое поведение перед коллективом.

Одни и те же требования, но выраженные не отдельным лицом, а коллективным мнением, воспринимаются человеком уже по-другому: они быстрее воспринимаются как объективные и справедливые. К примеру, взыскание, наложенное администрацией предприятия, может быть опротестовано коллективом товарищей по работе. Но если осуждает общественность, тогда человеку приходится серьезнее задумываться над своим поведением. Человек дает оценку своим поступкам в соответствии с суждениями общего мнения, которое выступает для человека «мерилом самого себя». Выступая в такой роли, мнение коллектива тем самым и приобретает огромное значение в нравственном воспитании.

В сравнении с административным воздействием общественное мнение обладает еще и той особенностью, что оно оказывает постоянное воздействие на личность. Поэтому оно, осуществляя постоянный нравственный контроль за поведением человека, может упредить нарушение социальных норм.

Общественное мнение, высказываясь по вопросам конкретных поступков людей, вторгается в сферу их моральных убеждений и чувств, воздействует на них, давая оценку поведения людей, их поступков с позиций коммунистической морали.

Моральные чувства являются высокой и сложной формой выражения внутреннего мира человека. Они возникают тогда, когда человек в своем поведении начинает исходить не из частных, а из общественных интересов. Это предполагает высокий уровень сознания личности, понимание ею необходимости сочетания своих личных интересов с интересами общественными. Когда же нет такого понимания, то желания и стремления человека не опираются и не подкрепляются высокими моральными чувствами и убеждениями. Вот в такой ситуации и приходит на помощь общественное мнение, поддерживая и подкрепляя своим авторитетом моральные убеждения.

Укрепление и развитие моральных убеждений и чувств зависит от постоянной требовательности общественного мнения к поведению личности. Если поступок человека, не соответствующий нормам нравственности, коллектив не осуждает по всей строгости и справедливости, то чувство совести у этого человека притупляется. Если же общее мнение коллектива вообще не реагирует на подобные поступки, то это ведет к тому, что человек при нарушении норм нравственности постепенно перестает чувствовать угрызения совести. Напротив, общее коллективное порицание аморального поступка вызывает обостренное чувство стыда перед своими товарищами.

Постоянно и своевременно реагирующее на аморальные поступки человека общее мнение оказывает свое воздействие не только высказыванием своих суждений, но и самой возможностью такого высказывания. Поэтому знание требований коллективного мнения к поведению личности укрепляет у нее сознание и чувство совести и долга.

Под влиянием общественного мнения у человека развивается чувство собственного достоинства. Каким будет это чувство, зависит также от требовательности к поведению человека. Здоровое общее мнение не позволит этому чувству развиться в зазнайство, кичливость, высокомерную гордость. Воспитывая нравственные убеждения и чувства, оно придает цельность моральному облику человека, у которого органически сливаются знания, понимание принципов поведения и чувства.

Выполняя функции нравственного контроля, общественное мнение воспитывает высокоморальные побудительные мотивы деятельности и поведения людей. Так, побудительные мотивы трудовой активности включают в себя как личные мотивы (материальные и духовные), так и общественные (идейные) мотивы. К личным побудительным мотивам трудовой активности человека относится материальная заинтересованность в результатах своего труда и стремление получить общественное признание. Общественное признание трудовых заслуг человека перед коллективом, обществом вызывает душевный подъем, желание работать еще лучше. Чувствительность к общественной похвале наряду с материальной заинтересованностью выступает одним из стимулов творческой активности. Похвалу же, признание заслуг человека перед коллективом высказывает общее мнение.

Общее мнение оказывает сильное эмоциональное воздействие непосредственно как на того, кому оно адресовано, так и на окружающих, призывая подражать достойному примеру.

Побудительные мотивы человека к труду далеко не исчерпываются его личной материальной заинтересованностью и стремлением получить общественное признание. Они включают в себя также и идейные мотивы, обусловленные осознанием общественных интересов. Значение идейных побудительных мотивов к труду огромно. Они помогают преодолевать встречающиеся на пути трудности, побуждают к самоотверженному труду. Идейные побудительные мотивы, какими являются советский патриотизм, преданность делу коммунизма, нашли проявление в размахе социалистического соревнования за успешное претворение в жизнь решений партийных съездов.

Поддерживая патриотические начинания советских людей в развитии новых форм социалистического соревнования, общественное мнение укрепляет идейные побудительные мотивы к труду, возвеличивает и морально поощряет труд, способствует становлению и укреплению положительных традиций в сфере труда. А укрепляя такие традиции, оно направляет и развитие личных стимулов к труду. Во всем этом и сказывается огромная роль коллективного мнения.

В трудовых коллективах уже накоплен большой опыт материального и морального стимулирования. Однако далеко не все вопросы, связанные с эффективным использованием стимулирования, уже решены. Л. И. Брежнев, выступая на XVI съезде профессиональных союзов СССР, говорил о том, что, совершенствуя материальные стимулы, необходимо вместе с тем серьезно повысить роль моральных стимулов.

Очень важно моральные стимулы сводить не только к наградам, но и уметь создать такую атмосферу, такое мнение, чтобы на каждом предприятии, в каждом коллективе хорошо знали, кто и как работает, и каждому воздавали по заслугам. Все должны быть уверены, что хороший труд и достойное поведение в коллективе всегда получат признание и оценку.

Моральное стимулирование общественным мнением трудовой деятельности - это важнейшая предпосылка повышения социальной активности и показатель возрастания роли общественного мнения в нравственном воспитании в современных условиях.

Таким образом, общественное мнение, воздействуя на убеждения и чувства человека, осуждая аморальное поведение и, напротив, воздавая хвалу высокоморальному поведению, формирует нравственную личность.

Влияние общественного мнения на формирование привычек и традиций.

Осуществление нравственного контроля и поддержание моральных стимулов деятельности и поведения людей позволяет общественному мнению формировать в индивидуальном сознании привычки, а в коллективном и общественном - традиции морального поведения. Формирование привычек и традиций также можно рассматривать как одну из важных функций общественного мнения в нравственном воспитании.

Привычки морального поведения - это потребности, склонности, стремления человека к поступкам, обладающим моральной ценностью, и способам их осуществления, имеющим относительную устойчивость.

На необходимость воспитания привычек неоднократно обращал внимание В. И. Ленин. Но он не ограничивал вопрос воспитания привычек только областью простых норм человеческого общежития. В работе «От разрушения векового уклада к творчеству нового» Ленин писал о превращении в привычку необходимости труда на общую пользу.

Важность воспитания привычек должного поведения в нашем обществе уже достаточно осознанна. Существующее же некоторое предубеждение на этот счет вытекает из непонимания природы привычек, в особенности нравственных привычек, представляющих собой сложные психологические образования. Суть в том, что привычка исключает якобы убеждение и ведет к автоматизму, а поскольку это так, то не следует делать ударение на воспитании привычек.

В привычке есть, бесспорно, элемент автоматизма в выполнении действий. Еще Гегель говорил, что в этом понятии сознательная деятельность соединяется с противоположным ей бессознательным механическим течением процессов, в котором единичное более незаметно, и выдвигается на первый план лишь общее. Когда человек, например, учится читать или писать, всякая буква и всякая черта составляет очень заметное представление, когда же он путем продолжительных упражнений вполне научается читать и писать, он уже замечает лишь целое, а не единичное. Но автоматизм ни в коей мере но исчерпывает понятие привычки. Возникая благодаря длительным повторениям и упражнениям, привычка включает в свое содержание целенаправленную активность сознания.

Нравственные привычки действия связаны с размышлением человека, осмыслением конкретной ситуации, планированием и т. п. Они являются весьма гибкими формами поведения, за которыми в отличие от элементарных, скажем, гигиенических привычек не закрепляются строго определенные действия и операции. В то же время наличие нравственных привычек помогает ориентироваться в тех или иных нравственных ситуациях, поскольку у человека вырабатывается установка на соблюдение в поведении морального кодекса строителя коммунизма.

Привычка, следовательно, не исключает и не может исключать убеждения. Она складывается, как правило, на его основе и становится одной из форм его реализации в поведении человека. Убеждение при этом укрепляется наличием соответствующих привычек. В жизни встречается немало случаев, когда человек, совершивший аморальный поступок, знает нравственные нормы и понимает, что их нельзя нарушать. И происходит это именно оттого, что сознательное отношение к вопросам поведения у него не перешло еще в привычку. Сформировавшиеся привычки позволяют преодолевать возникающие противоречия между осознанием должного поведения и реализацией этого осознания. Нравственные убеждения и чувства становятся нравственными качествами по мере того, как начинают воплощаться в практическом поведении в силу органической потребности определенного образа действий. Вот почему при решении задач нравственного воспитания неизбежно встает вопрос о привычках.

Велика роль общественного мнения и в формировании традиций, в том числе и нравственных. В традициях аккумулируется социальный опыт людей и посредством их передается от одного поколения к другому. Благодаря традициям обеспечивается преемственность прошлого, настоящего и будущего.

В социалистическом обществе сложилась целая система революционных, военно-патриотических, трудовых и семейно-бытовых традиций. Нравственные традиции включаются в их содержание, не теряя при этом своей специфики в силу относительной самостоятельности нравственных отношений. В нравственных традициях сконцентрирован моральный опыт нашего общества.

Целенаправленное формирование традиций в процессе нравственного воспитания предполагает знание их специфики, принципов подхода к их формированию, а также условий и источников их становления и развития. В философской, социологической, этической литературе при определении традиций выделяются некоторые их общие черты: относительная устойчивость, способность переходить от поколения к поколению. Однако исследователи сталкиваются с трудностями определения сущности, природы традиций. Одни из них относят традиции к общественному сознанию и рассматривают их в качестве норм поведения (в особенности нравственного), норм общественных отношений. Другие не отождествляют традиции полностью с сознанием и включают в их содержание идеологические отношения. Третьи связывают традиции как с идеологическими отношениями, так и с отношениями материальными.

Традиции, видимо, не следует сводить к сфере сознания и рассматривать их лишь как духовные явления. Во-первых, они существуют как реальность, свойственная общественным отношениям людей и их деятельности. Во-вторых, они существуют как отражение реальности в сознании, закрепленное в определенных идеях и взглядах, в символах, в образах и т. п. Формы и способы проявления реальных общественных отношений людей и их деятельности, регулярно повторяясь, принимают традиционный характер, становятся традициями, Как отмечал К. Маркс, «если форма просуществовала в течение известного времени, она упрочивается как обычай и традиция…».

Существование традиций - как реальности, как стороны общественных отношений и деятельности людей, как отражения этой реальности в сознании - создает немалые трудности в процессе преодоления старых, изживших себя традиций, когда отношения, их породившие, уже ликвидированы, а отражение в виде идей, взглядов, обрядности и т. п. сохраняется в качестве пережитков прошлого и мешает утверждению нового. Это создает препятствия и при становлении новых традиций. Трудности сказываются в том, что, пока формы проявления социалистических общественных отношений, например, в быту не приняли традиционного характера, насаждение новой гражданской обрядности требует немалых усилий.

На понимании сущности и природы традиций в обществознании сказалось существование традиций как реальных форм и способов деятельности людей и общественных отношений (материальных и идеологических), как отражения самой реальности. Это выразилось прежде всего в толковании традиции только как категории социальной психологии, в сведении ее содержания к духовным элементам.

В силу того что традиции суть реальности, существующие как в сознании, так и вне сознания, и присущи не только идеологическим, но и материальным отношениям, они обладают большой устойчивостью, живучестью и играют значительную роль во всех сферах жизни общества (эта роль может быть положительной или отрицательной, ибо в обществе могут иметь место как прогрессивные, так и консервативные традиции). Содержание и роль традиций обусловливаются теми общественными отношениями, формами проявления которых они выступают.

Социалистические традиции связаны с социалистическими общественными отношениями и в своем содержании аккумулируют огромный социальный опыт, накопленный в борьбе за установление нового общественного строя, в процессе социалистического и коммунистического строительства. Социалистические традиции - это исторически возникшие, упрочившиеся и переходящие из поколения в поколение формы общественных отношений, жизнедеятельности людей, их образа жизни.

Источником формирования социалистических традиций является социальная практика. Общественные отношения, повторяясь в жизни ряда поколений, приводят к появлению традиций. Для образования традиций необходим, следовательно, исторически определенный отрезок времени, в течение которого формы общественных отношений, деятельности людей передаются из поколения в поколение, приобретая устойчивый, традиционный характер. Преемственность общественных отношений и форм их проявления становится характерным и для самих традиций.

Становление традиций по своему существу является естественно-историческим процессом. Вместе с тем люди могут сознательно стремиться к созданию новых нравственных отношений, к формированию соответствующих традиций. В этом смысле правомерно говорить о сознательных началах в становлении и развитии традиции. И эти начала получают все более широкое распространение при социализме. Понятно, что вопрос о стихийности при становлении новых традиций не снимается, но сознательные начала при социализме превалируют. Поэтому и важно обращать внимание на роль целенаправленно организуемого общественного мнения в становлении и укреплении традиций.

Роль общественного мнения сказывается в том, что его требования воплощаются, закрепляются в идейном содержании традиций. Различия между общественным мнением и традициями можно представить как различия между настоящим и прошлым в сознании общества. То, что волнует людей сегодня, те вопросы, которые они в настоящее гремя решают, выступают предметом общественного мнения. Постоянно повторяющаяся социальная практика, одобряемая общественным мнением, закрепляет формы проявления тех или иных общественных отношений, деятельности, поведения людей в прочных установлениях, т.е. в традициях.

Идейное содержание традиций имеет некоторую самостоятельность по отношению к породившим их явлениям и может привести к ослаблению связи меясду ними. При этом возникает потребность в поддержке последних со стороны общественного мнения. В утверждении новых традиций важно опираться на приобретенный партийными и другими общественными организациями опыт по их формированию и использованию в идейно-воспитательной работе. В качестве примера можно сослаться на опыт ряда областных партийных организаций; Одесской, Ярославской, Иркутской и др. Так, Одесская областная партийная организация накопила немалый опыт в работе по патриотическому воспитанию. Одесские комсомольцы были одними из инициаторов Всесоюзного похода комсомольцев и молодежи по местам революционной, боевой и трудовой славы партии и народа

Социалистические трудовые традиции как необходимая черта социалистического образа жизни складывались на протяжении всей истории советского общества и сейчас получают широкое распространение. Например, при формировании новых трудовых традиций в Ярославской области большое внимание коммунистов обращается на их всемерное укрепление и широкое использование в жизнедеятельности трудовых коллективов. «Примечательна в этом отношении деятельность партийной организации и администрации Ярославского моторного завода, где умело используют лучшие трудовые традиции для решения насущных задач… развития производства… Партийная организация всемерно развивает новаторское отношение к труду, присущее традициям, которые передали современному рабочему классу стахановцы и ударники первых пятилеток» Иркутская партийная организация также обращает пристальное внимание на преемственность и дальнейшее развитие трудовых традиций. И в той, и в другой областях придают серьезное значение использованию в воспитании трудящихся таких новых ритуалов и обрядов, как торжественное посвящение в рабочие, чествование передовиков производства, ветеранов труда и т. п.

Опыт Одесской, Ярославской и Иркутской партийных организаций позволяет судить, что формирование, укрепление и передача социалистических традиций под воздействием общественного мнения является постоянной заботой коммунистов.

Роль общественного мнения в борьбе с отклонениями от социалистических норм нравственности.

В Программе КПСС дана высокая оценка роли общественного мнения в борьбе с пережитками прошлого и указано на возрастание его значения по мере продвижения нашего общества к коммунизму. На XXV съезде нашей партии было обращено внимание на необходимость широкого использования в борьбе с отклонениями от социалистических норм нравственности наряду с другими средствами мнения трудового коллектива 3 .

Действенность общественного мнения раскрывается в борьбе за утверждение в жизнь социалистической нравственности. Трудности, возникающие при этом, обусловливаются тем, что индивидуальное сознание формируется не только под влиянием общественного бытия, на него оказывают влияние также и специфические условия жизни человека, окружающая его среда. Поэтому у него под воздействием тех или иных нежелательных явлений могут складываться неправильные представления и взгляды. Бороться с неправильными представлениями и взглядами, а также с причинами, их вызвавшими, прежде всего дол-ясна общественность. Под ее благотворным влиянием человек усваивает идеи и взгляды, содержащиеся в общественном сознании.

Повседневная жизнь нашего общества дает многочисленные факты улучшения поведения людей под критическим воздействием общего мнения. Человек прислушивается к суждениям коллективного мнения потому, что он поставлен перед необходимостью отвечать за свои действия перед коллективом, обществом. Именно эта необходимость и оказывает сильное воздействие на критерий его личных суждений. Держа ответ перед коллективом, ему становятся особенно ясными основания суждений товарищей о его поведении, и он сам начинает видеть себя как бы со стороны. И дело не в том, что он раньше не знал о требованиях коллектива, предъявляемых к поведению своих членов. Осуждение товарищами его поведения показывает, что требования коллектива относятся и лично к нему. Человек начинает осознавать правоту коллектива, его мнения в оценке своих проступков. Переживание коллективного осуждения товарищей порождает чувство стыда, раскаяния.

Но сразу ли происходит перелом в сознании и чувствах человека, подвергшегося коллективному осуждению, или нет? Конечно, далеко не всегда это дает быстрый положительный результат. Иногда такое осуждение вызывает у него обидную досаду, которая не переходит в чувство стыда и не ведет к раскаянию. И все же в большинстве случаев осуждение со стороны общего мнения заставляет нарушителя социальных норм подчиниться требованиям коллектива. На первых норах это может носить внешний характер, что уже есть определенный шаг на пути к исправлению. Принятие коллективных требований к исполнению под контролем общего мнения ведет к накоплению морального опыта и далее к внутреннему осознанию справедливости требований коллектива.

Осуждение, выраженное через общее мнение, способно вызвать у человека и быструю перестройку его желаний, чувств и стремлений. Такая перестройка совершается, если оно выражается единодушно и весьма настойчиво.

Однако наряду с осуждением общее мнение пользуется также и поощрением достойных для подражания примеров поведения. В нашем обществе передовые люди окружены почетом и уважением, на их примере воспитываются другие. И все же для воспитания и самовоспитания людей очень важно, чтобы найти и похвалить то, что выступает как положительное начало у каждого человека.

Человек, сбившийся с правильного жизненного пути, становится предметом обсуждения в коллективе. Эта форма воздействия положительна и в основном оправдывает себя. Вместе с тем она далека от идеала, так как здесь выступает также и принуждение.

Нравственное порицание в той или иной форме испытывают в своей жизни многие люди. Принцип критики и самокритики прочно вошел в нашу жизнь. Принуждение нравственное нередко связано с более тяжелыми душевными переживаниями и затратой моральных сил, чем принуждение административное. Оно затрагивает не только того человека, на кого направлена критика, но и тех, кто критикует.

В жизни встречаются и такого рода случаи: человек до того, как совершить аморальный поступок под влиянием каких-то неблагоприятных обстоятельств, был передовиком на производстве, активным общественником. Обсуждение же на собрании коллектива свелось к серьезному порицанию его данного поступка. Ясно, что плохой поступок должен получить соответствующую оценку. Но нравственное осуждение воспринимается не просто как осуждение неверного действия, а как оценка личности. И когда акцентируется все внимание на совершенном поступке, то через него дается оценка человеку как личности безнравственной. Это очень тяжело воспринимается человеком.

Правильная оценка поведения человека должна, видимо, включать как осуждение, так и поддержку того хорошего, достойного, что было у него в жизни. Напоминание о лучших страницах жизни человека наряду с суровым осуждением заставляет его задумываться над поведением в целом. Похвала со стороны коллектива вызывает прилив новых сил. Она возвышает человека в его собственных глазах и порождает чувство признательности к коллективу, обществу.

В педагогике это направление обычно обозначается как «формирование общественного мнения у подростков». «Общественное мнение» у подростков определяется влиянием группы, сверстников, наиболее авторитетных учителей. В «общественном мнении» старших школьников доминируют другие факторы: личная позиция, мнение наиболее авторитетных одноклассников, учителей, родителей (перечисление по убывающей!). Общественное мнение проявляется в оценке действий членов общества, как объединенных, так и самостоятельных. Именно оценка составляет суть общественного мнения. На ее формировании сказываются и стихийные, и организованные влияния. Источники влияния - самые разнообразные: семья, школа, ближайшее окружение, средства массовой информации и т. п. Формирование общественного мнения: 1 стадия - отражение. Форма оценочной деятельности - индивидуально-групповая. Наиболее характерна в младших классах. Оценки детей отражают, в основном, мнение учителя, однако носят отчетливо выраженный индивидуально-групповой характер. Индивидуальный потому, что мнение каждого ребенка для него самого наиболее авторитетно, он по-детски убежден в его истинности. Групповым его можно назвать потому, что разброс в этих оценках небольшой, дети объединены верой в правоту взрослых. 2 стадия - автономизация. Форма оценочной деятельности -индивидуально-групповая. Наиболее характерна для младших подростков (4-6 классы). Подростки стремятся отделиться (авто-номизироваться) от оценок взрослых, выработать свою шкалу ценностей. 3 стадия - интегративная. Форма оценочной деятельности -коллективно-групповая. Присуща старшим подросткам (7-9 классы). Школьники ориентируются на оценки ближайшего окружения, но признают верховенство мнения коллектива. Их личное мнение как бы вплетено в мнение большинства. 4 стадия - переоценка и кристаллизация. Характерна для старших школьников. Форма оценочной деятельности - индивидуально-групповая. Доминирующую роль в оценках старших школьников играет личное мнение. Старший школьный возраст - период, когда отдельные взгляды, суждения кристаллизуются в определенную целостную картину собственного мироощущения. Участие педагога в данном направлении работы с подростками обозначается не как «руководство» или «управление» оценочной деятельностью, а как влияние на нее. Руководство и управление всегда предусматривают жестко заданную программу действий, обязательное планирование деятельности и ожидаемый результат. «Влияние» означает нечто иное. Здесь имеется в виду такая деятельность педагога, когда он не пытается «подогнать» оценки школьника под свои критерии, а дает ему возможность включаться в процесс их выработки.

Семейное воспитание: содержание, типы, методы.

Семья обязана формировать физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни. Составными компонентами содержания семейного воспитания являются известные направления: физическое, нравственное, интеллектуальное, эстетическое, трудовое. Методы воспитания детей в семье имеют свою специфику: влияние на ребенка индивидуальное, основано на конкретных поступках и приспособлено к личности; выбор методов зависит от педагогической культуры родителей: понимания цели воспитания, родительской роли, представлений о ценностях, стиля отношений в семье и т. д. Следовательно, методы семейного воспитания несут на себе яркий отпечаток личности родителей и неотделимы от них. Сколько родителей, столько разновидностей методов. Разнообразны средства решения воспитательных задач в семье. Среди этих средств слово, фольклор, родительский авторитет, труд, учение, природа, домашний быт, национальные обычаи, традиции, общественное мнение, духовный и моральный климат семьи, пресса, радио, телевидение, распорядок дня, литература, музеи и выставки, игры и игрушки, демонстрации, физкультура, спорт, праздники, символы, атрибуты, реликвии и т. д. Методы семейного воспитания Внимательно прочтите перечень методов и приемов семейного воспитания: показ образца (как делать?, как себя вести?); создание положительного отношения к форме поведения, которой следует добиваться; демонстрация преимуществ данной формы поведения; предупреждение нарушений поведения ребенка или практических действий; контроль за действиями ребенка; стимулирование его самоконтроля. Все родители используют общие методы семейного воспитания: -метод убеждения, предусматривающий педагогическое взаимодействие родителей с целью формирования у ребенка внутреннего согласия с предъявляемыми к нему требованиями. В качестве его средств преимущественно используются объяснение, внушение и совет; ? метод поощрения, который предполагает использование системы педагогически целесообразных средств с целью побуждения ребенка к формированию у себя желаемых свойств и качеств личности или привычки поведения (похвала, подарки, перспектива); ? метод совместной практической деятельности подразумевает совместное участие родителей и детей в одних и тех же мероприятиях воспитательной направленности (посещение музеев, театров; семейные выезды на природу; благотворительные акции и поступки и д.р.); ? метод принуждения (наказания) предполагает применение по отношению к ребенку системы специальных не унижающих его личностного достоинства средств, с целью формирования у него отказа от нежелательных действий, поступков, суждений и др. Как правило, в качестве средств наказания используется лишение ребенка определенного перечня значимых для него удовольствий – просмотра телевизора, прогулки с друзьями, использования компьютера и д.р. Сколько семей, столько особенностей воспитания. Но, несмотря на все их разнообразие, можно выделить типичные модели отношений между взрослыми и детьми в семьях. 1. Семьи, уважающие детей. Детей в таких семьях любят. Родители знают, чем они интересуются, что их беспокоит, уважают их мнение, переживания, стараются тактично помочь. Это наиболее благополучные для воспитания семьи. 2. Отзывчивые семьи. Отношения между взрослыми и детьми нормальные, но существует определенная дистанция, которую ни родители, ни дети стараются не нарушать. Дети знают свое место в семье, повинуются родителям. 3. Материально-ориентированные семьи. Главное внимание в семье уделяется материальному благополучию. Детей с раннего возраста приучают смотреть на жизнь прагматически, во всем видеть свою выгоду. Их заставляют хорошо учиться с единственной целью – поступить в вуз.. 4. Враждебные семьи. К детям проявляется неуважение, недоверие, слежка, телесные наказания. Они растут скрытными. Недружелюбными, плохо относятся к родителям, не ладят со сверстниками, не любят школу, могут уходить из семьи. Поведение, жизненные стремления детей вызывают в семье конфликты, и при этом скорее правы родители. 5. Антисоциальные семьи. Это, скорее, не семьи, а временные пристанища для детей, которых здесь не ждали, не любят, не принимают. Родители ведут аморальный образ жизни: пьянствуют, воруют, дерутся, угрожают друг другу и детям. Родители занимают конфликтную позицию, не желая подавлять свои недостатки. Это проявляется в нервозности, вспыльчивости, нетерпимости к иному мнению.