Карина шахгельдян: что такое базовая кафедра в вузе. о преимуществах обучения it-специалистов во вгуэс. Положение о базовой кафедре

Базовые кафедры

Одним из эффективных инструментов интеграции образования и рынка труда является создание базовых кафедр учебных заведений на предприятиях.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (No273­ФЗ от 29.12.2012 статья 15. Сетевая форма реализации образовательных программ) ввел понятие «сетевая форма реализации образовательных программ» и открыл широкие возможности для создания базовых кафедр, сформировав достаточные правовые основания. С принятием закона профессиональные образовательные организации могут создавать кафедры и иные структурные подразделения, обеспечивающие практическую подготовку обучающихся, на базе предприятий, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы.

В рамках сотрудничества учебных заведений и предприятий возможно проведение следующих мероприятий:

Участие работников предприятий в разработке учебных курсов, их учебно­-методического обеспечения более тесное сотрудничество кафедр и предприятий в подготовке будущих специалистов;

Чтение некоторых спецкурсов работниками предприятия;

­ -налаживание информационного обмена между ОО и промышленными предприятиями о новациях, потребностях в их осуществлении, которые могут быть реализованы совместными усилиями;

Заключение договора на целевое обучение студентов для отдельных предприятий

с привлечением средств федерального и регионального бюджета;

­ -создание системы постоянного информирования студентов о возможностях трудоустройства на предприятиях региона;

Участие бизнеса в повышении качества образования, укреплении материально-технической базы и поддержке преподавательского состава.

Основные направления сотрудничества ОО и предприятия­-партнера определяются положением о базовой кафедре. Как правило, в первую очередь базовые кафедры участвуют

в учебном процессе: лекционные, семинарские занятия, руководство дипломными и курсовыми работами, практиками, стажировками и др. Кроме того, в программы

встраиваются элементы дуального образования: предусматривается обучение на производственных площадках с привлечением специалистов с производства, присвоение квалификации рабочего или служащего по профилю подготовки. Среди других возможных

направлений деятельности базовых кафедр можно выделить организацию

студенческих конференций, конкурсов, встреч с ведущими экспертами.

Основаниями создания базовой кафедры в структуре техникума

являются:

а) решение педагогического совета образовательной организации о создании структурного подразделения;

б) договор о создании структурного подразделения, заключенный между образовательной организацией и предприятием.

Основные этапы создания базовой кафедры в структуре

Техникума можно представить на примере следующей схемы:

Договор о создании базовой кафедры- цель БК- перечень ресурсов(лабораторных и учебных помещений, оборудования)- организация процесса создания БК;

Приказ о создании БК- согласование источников финансирования:

Положения, штатное расписание-подбор персонала- планирование.

ПРОЕКТ

Директор

__________________

Образовательной организации

«______» ___________________ 2016 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Генеральный директор-

_________________________

наименование предприятия

_____________________________________

«______» ___________________ 2016 г..

СОГЛАШЕНИЕ О СОЗДАНИИ БАЗОВОЙ КАФЕДРЫ

«_______________________________________________________»

название кафедры

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Базовая кафедра «____________________________________» название кафедры

(далее «базовая кафедра») создается с целью адресной подготовки рабочих, служащих,специалистов по основным и дополнительным для предприятия __________________________________________________________ наименование предприятия

1.2. Базовая кафедра является основным структурным подразделением техникума, ведущим учебную, методическую подготовку кадров и повышение их квалификации.

1.3. Базовая кафедра входит в состав цикловой комиссии машиностроения

1.4. Базовая кафедра отвечает за подготовку дипломированных рабочих, служащих и специалистов для предприятия. Базовая кафедра обеспечивает подготовку по специальностям, перечень которых устанавливается ежегодно совместным решением техникума и предприятия.

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О БАЗОВОЙ КАФЕДРЕ

1. Общие положения

1.1.Настоящее Положение регламентирует порядок создания, деятельности и ликвидации базовой кафедры –структурного подразделения техникума обеспечивающего практическую подготовку обучающихся на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы (далее именуемых по тексту «организация -партнер», «Базовый партнер»).

1.2.Базовая кафедра в своей деятельности руководствуется Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,

«Порядком создания профессиональными образовательными организациями и

образовательными организациями высшего образования кафедр и иных структурных подразделений, обеспечивающих практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы», утвержденным приказом Минобрнауки России от 14.08.2013 N 958, уставом Техникума, настоящим Положением.

1.3.Базовая кафедра создается при соблюдении следующих условий:

соответствие реализуемой техникумом образовательной программы

профилю деятельности Базового партнера;

наличие имущества, необходимого для достижения целей деятельности

базовой кафедры;

обеспечение проведения практики, практических занятий, семинаров, лабораторных практикумов и иных видов учебной деятельности, предусмотренных учебным планом, на базовой кафедре;

обеспечение Базовым партнером условий для подготовки обучающимися выпускных квалификационных работ и иных видов работ, предусмотренных образовательной программой, в том числе участие в формировании тем выпускных квалификационных работ и иных работ, обеспечение научного руководства и рецензирование

выпускных квалификационных работ и иных работ, безвозмездное предоставление обучающимся доступа к информации, необходимой для подготовки выпускных квалификационных работ;

создание безопасных условий обучения;

соблюдение специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

1.4.Основаниями создания базовой кафедры являются:

решение педсовета о создании базовой кафедры;

договор о создании базовой кафедры, заключенный между техникумом партнером и предприятием.

1.5.Базовая кафедра является структурным подразделением техникума

соответствующего ее профилю деятельности.

Базовая кафедра не наделяется полномочиями юридического лица. Стороны юридически не обособляют имущество, используемое в деятельности базовой кафедры. Базовые кафедры могут создаваться путем преобразования существующих кафедр

1.6.Базовая кафедра может являться как выпускающей, так и обеспечивающей практикоориентированную направленность учебного процесса.

1.7.Базовая кафедра, как правило, располагается на территории Базового

партнера. При необходимости она может располагаться на территории техникума(в случае, если предприятие размещает свое оборудование в мастерских или лабораториях техникума, на основе концессионого договора).

1.8. Образовательная деятельность базовой кафедры должна соответствовать планам учебной и производственной деятельности Базового партнера и научно-образовательной деятельности.

Министерство образования и науки разработало пакет поправок в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части создания и деятельности структурных подразделений образовательных организаций. Речь идет о базовых кафедрах, которые возможны в двух видах - компании открывают их в вузах или вузы открывают их в компаниях. Речь идет о втором случае. Сама по себе базовая кафедра является учебной площадкой для студентов, где готовят специалистов определенной направленности.

В настоящее время распространен первый вариант создания базовых кафедр, когда компания по договоренности с вузом открывает свою кафедру для подготовки специалистов под свои нужды. В этом варианте никаких ограничений по закону нет и компания из Москвы может совершенно спокойно открыть такую кафедру на другом конце России. В обратном варианте, когда вуз хочет открыть кафедру на интересном ему производстве, есть проблема - возможность создания базовой кафедры за пределами муниципального образования не предусмотрена законом «Об образовании». Это, в свою очередь, накладывает и бюджетные ограничения на вуз, который не может направить выделенные ему бюджетные деньги на открытие подобной площадки в другом регионе. Сейчас ведомством предлагается прописать в ст. 27 закона «Об образовании» возможность для вузов открывать базовые кафедры и за пределами своего муниципального образования. К примеру, Новосибирский университет сможет открыть базовую кафедру на «Уралвагонзаводе», хотя они и находятся в разных муниципальных образованиях. По оценкам ведомства, предлагаемые поправки могут вступить в силу в сентябре 2016 года.

Речь идет о создании базовых кафедр на предприятиях и в научных организациях. Изменения в закон позволят создавать структурные подразделения вузов непосредственно в шаговой доступности от производств и тех мест, где идут научные исследования. Все это позволит привлекать к учебному процессу специалистов-практиков и сделать подготовку специалистов практичной и эффективной. Поправки в закон позволят снять ограничение, связанное с возможностью создания таких кафедр только в пределах муниципального образования. После принятия закона вузы смогут создавать такие кафедры и на удаленных площадках, - пояснили в пресс-службе Минобрнауки.

В ведомстве также добавили, что создание базовых кафедр было осложнено необходимостью лицензировать их работу. По гражданскому законодательству обособленное подразделение учебного заведения в другом регионе или муниципалитете обязано пройти лицензирование как самостоятельное образовательное учреждение, а изменения в законодательстве позволяют создавать базовые кафедры без их лицензирования.

«Известиям » обратились к ректорам высших учебных заведений, на чьих площадках открыли свои базовые кафедры такие компании, как «Ростелеком», «Яндекс», Сбербанк и многие др.

Ректор МТУСИ Артем Аджемов считает, что всякого рода формальные ограничения идут во вред.

Во главе угла должно стоять дело. Если деятельность этой структуры оказывает поддержку университету и лучшему образованию студентов, то это надо только приветствовать. Всё зависит от предприятий и производств. Когда предприятия нуждаются в обновлении кадров, то они с охотой идут на создание подобных структур. Они динамично и хорошо работают, - отметил Артем Аджемов.

По словам ректора МТУСИ, есть еще одна правовая проблема в работе с базовыми кафедрами и кроется она в действующем законодательстве, согласно которому заведующий кафедрой обязан обладать степенью и званием.

Мы столкнулись с тем, что одну из наших базовых кафедр возглавляет доктор наук, но он не имеет звания профессора или доцента, и по формальному признаку это является нарушением. Когда мы говорим о базовых кафедрах, то такие нормы фактически бывают невыполнимы, потому что практически всегда руководителями таких кафедр являются представители производства, и у них не всегда есть звание или степень, а тем более то и другое вместе, - добавил Артем Аджемов.

Ректор МФТИ Николай Кудрявцев считает, что базовые кафедры вне вуза полезны и они дают совсем другое качество образования, нежели кафедра, находящаяся на базе высшего учебного заведения.

Нужно быть ближе к производству и делу. Это правильно. Смысл базовой кафедры - быть ближе к тому, чему вы учите студентов, и к тому месту, где потом они эти знания будут применять. Самые прорывные в науке и технологиях вещи делаются в основном людьми молодого возраста. Если студент начинает свою научную работу, когда ему, условно, 20 или 21 год, это колоссальное преимущество. Но он должен заниматься реальной научной и производственной работой. Пусть будет поначалу тяжело, но он сразу попадает на самый современный уровень. Если он пару лет проработал в этой организации как студент или аспирант, то у него нет никаких адаптаций и он сразу включается в дело, что выгодно производству, - считает Николай Кудрявцев.

Ректор Физтеха отметил еще одну особенность в организации базовых кафедр. По его словам, необходимо применять различные модели и подходы к организации таких кафедр, так как сейчас во всем мире технологические прорывы происходят в небольших компаниях с небольшим количеством сотрудников, которым не по карману содержание базовой кафедры. Выходом из этого Николай Кудрявцев видит создание кластерной модели, где на основе общего ядра студенты могли бы получать лекции, а научную и производственную работу осуществлять под руководством сотрудников небольших, но очень динамичных компаний.

1

Приоритетной задачей для университета является выстраивание эффективной системы подготовки выпускников, одним из ключевых элементов которой является практико-ориентированное обучение, в том числе и на базовых кафедрах. В статье рассматривается нормативная база организации деятельности базовых кафедр, созданных на базе профильных и инновационных предприятий отрасли. Описаны требования, предъявляемые ведущими отраслевыми предприятиями к студентам и выпускникам. Функционирование базовых кафедр непосредственно связано с тесным взаимодействием между работодателем и образовательной организацией, вследствие чего возникают определенные проблемы в работе кафедр. Частично решить описанные проблемы призван внесенный в Государственную Думу и рассмотренный в статье законопроект о совершенствовании правовых условий для расширения разнообразия базовых кафедр. Предложены векторы их дальнейшего развития.

базовая кафедра

реформирование образования

профессиональные компетенции обучающихся

система подготовки выпускников

1. Жуков Г.Н. Базовые кафедры профессионально-педагогического вуза: ситуационный подход / Г.Н. Жуков, В.Т. Сопегина // Профессиональное образование. Столица, 2015. – № 7. – С. 20–22.

2. Управление качеством в современном вузе. Труды X Международной научно-методической конференции «Управление качеством в современном вузе» (30–31 октября 2012 г.). Вып. 10. СПб.: Изд-во МБИ, 2012. – 163 с.

3. Мальцева С. В создании базовых кафедр заинтересованы и вузы, и бизнес. РИА Новости. URL: http://ria.ru/society/20130821/957722349.html#ixzz3oPVaBT4C.

4. Кораблев А. Базовые кафедры: обучаемся у потенциальных работодателей URL: http://www.ifmo.ru/ru/viewnews/4801/bazovye_kafedry_obuchaemsya_u_potencialnyh_rabotodateley.htm#ixzz3oPWED96Q.

5. Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (в части создания и деятельности структурных подразделений образовательных организаций)». URL: http://regulation.gov.ru/Npa/Print/38851.

В современных постоянно изменяющихся условиях, требующих обновления как материальной, информационной баз предприятий, так и постоянного развития человеческих ресурсов (повышение квалификации, переподготовка работников) , повышается роль и значимость профессионального образования, обучения профессиям рабочих.

Конкурентоспособность современного высшего учебного заведения во многом зависит от степени практической направленности проводимых занятий и организуемых практик, от того, насколько активно в учебный процесс вовлекаются специалисты-практики соответствующей сферы деятельности. Сегодня абитуриенты и студенты предъявляют высокие требования к учебным заведениям, ожидая, что по их окончании, они будут хорошо ориентироваться в практических вопросах своего направления и без особого труда смогут найти работу .

Выстраивание эффективной системы подготовки выпускников - приоритетная задача для университета. Одним из ключевых элементов этой системы является практико-ориентированное обучение.

С принятием закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и введением понятия «сетевого взаимодействия» профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования могут создаваться кафедры и иные структурные подразделения, обеспечивающие практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы

Согласно приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 марта 2013 г. № 159 на базе предприятий и организаций в целях совершенствования качества образования путем использования в образовательной деятельности результатов научно-исследовательских работ, новых знаний и достижений науки и техники, расширения исследовательского принципа обучения и научной составляющей образовательной деятельности, в том числе привлечения обучающихся к проведению научных исследований под руководством научных работников, кадрового обеспечения научных исследований создаются так называемые базовые кафедры.

Для вузов главная отдача от базовых кафедр заключается в совершенствовании учебного процесса, включении в него лучших практик ведущих компаний, в том, чтобы образование лучше соответствовало потребностям экономики и общества.

Бизнес и научные организации тоже в них заинтересованы: благодаря работе базовых кафедр они получают выпускников вузов с теми компетенциями, которые им сейчас нужны. Чем теснее сотрудничество между предприятием и вузом, тем выше отдача.

Кроме того, Министр образования и науки Российской Федерации Дмитрий Ливанов назвал создание базовых кафедр одной из приоритетных форм развития взаимодействий вузов и предприятий .

Предприятия хотят принимать в свои ряды тех молодых специалистов, которые смогут максимально быстро адаптироваться на новом рабочем месте и приносить пользу. Поэтому задача каждого вуза и базовой кафедры в особенности - готовить специалистов, которые быстро вольются в корпоративную культуру будущего работодателя. При этом высоко оценивается наличие эрудиции в области современных корпоративных информационных систем. Кроме того, обучение на базовых кафедрах позволит получить опыт управления проектами и умение проводить анализ эффективности и результативности принятия решений. Также выполнение выпускных квалификационных работ и научно-исследовательской деятельности применительно к практическим задачам производства позволяет максимально эффективно использовать ресурсы базовых кафедр .

Сейчас университеты все чаще проявляют инициативу и начинают контактировать с потенциальными работодателями, организовывают практику для студентов, стараются задумываться о том, кому будут нужны их выпускники после университета.

Однако необходимо отметить, что предприятия для сотрудничества нужно отбирать очень тщательно. Это не должны быть просто компании, которые хотят, чтобы выпускники вуза шли к ним работать. Они должны представлять перспективные отрасли экономики, быть лидерами, а сотрудники соответствующих базовых кафедр должны быть высококвалифицированными экспертами.

Реализация образовательных программ на базовых кафедрах, проходит с участием главных специалистов предприятий, которые являются соруководителями выпускных квалификационных работ студентов, производственных практик. При этом базовые кафедры как структурные подразделения вузов повышают эффективность образовательного процесса.

Студенты таких кафедр за время учебы получают все необходимые практические навыки и не нуждаются в дополнительном обучении, как прочие молодые специалисты. Базовая кафедра имеет еще одно серьезное преимущество: она существенно сокращает процесс адаптации молодых специалистов на предприятии - они перестают «бояться производства» и ясно представляют свою будущую профессию.

Приобретение навыков производственной деятельности на базовой кафедре позволяет студентам развить профессиональные компетенции. Это будет способствовать трудоустройству выпускников по специальности, а следовательно, повысит результативность деятельности вуза. Кроме того, университет получает возможность согласовывать основные образовательные программы с потребностями практики и «обкатывать» на базовой кафедре передовые идеи по обновлению и совершенствованию учебного процесса.

Тем не менее, вместе с положительными сторонами процесса создания и функционирования базовых кафедр существует и ряд проблем, о которых нельзя не упомянуть. Это и технологии и результативность процесса обучения на базовых кафедрах, и механизм продвижения инновационных образовательных программ, и отсутствие административного ресурса у университетов для мотивации сотрудников предприятия проводить занятия и руководить практикой / дипломным проектированием, и препятствия, возникающие при заключении договоров возмездного оказания услуг, и сложности в доставке студентов на базовую кафедру в течение учебного дня (значительное расстояние между вузом и предприятием). Кроме того, на предприятиях не всегда есть в наличии современное инновационное оборудование, на котором можно проводить обучение.

В рамках решения указанных проблем 10 августа 2015 г. в Государственную Думу был внесен законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (в части создания и деятельности структурных подразделений образовательных организаций)», целью которого является совершенствование правовых условий для расширения разнообразия базовых кафедр. Принятие законопроекта позволит снять излишние административные барьеры при создании базовых кафедр, что в свою очередь позволит обеспечить интенсивную подготовку высококвалифицированных специалистов, адаптированных уже в процессе обучения для эффективной работы на предприятии по полученной специальности; оказывать содействие предприятию в техническом перевооружении, переводе его на инновационный путь развития, в создании конкурентоспособной научно-технической и иной продукции по профилю предприятия; проводить в интересах предприятия научно-исследовательские работы и продвижение уже готовых научных разработок вузов до внедрения их в производство на предприятии (в отрасли). Если законопроект будет принят, обучение на базовых кафедрах будет способствовать тесному взаимодействию между будущим работодателем, студентом и университетом.

В настоящее время можно определить следующие векторы развития базовых кафедр:

1. Адаптация кафедр под конкретные задачи или различные варианты партнерства.

2. Выстраивание партнерских отношений высокотехнологичных предприятий и бизнес-структур и вузов в части создания базовых кафедр.

3. Поиск финансовых механизмов поддержки базовых кафедр как со стороны государства, так и со стороны бизнеса.

4. Поиск механизмов закрепления выпускников базовых кафедр на базовых предприятиях.

5. Разработка методик оценки эффективности деятельности базовых кафедр как в части достижения целей, выдвигаемых со стороны вуза, так и для решения задач бизнес-структур.

Сейчас финансирование работы базовых кафедр идет за счет внебюджетных средств университетов и предприятий. С учетом того, что имеется непосредственная необходимость закупки техники, оборудования, наглядных учебных пособий, это ставит резонный вопрос о софинансировании их деятельности со стороны государства.

Особо важным является вопрос об эффективности работы базовых кафедр. Так, можно предложить следующие показатели эффективности: численность студентов, выполнявших на кафедре научно-исследовательские и дипломные работы; количество выпускников, трудоустроенных на предприятие после окончания цикла обучения; число высококвалифицированных преподавателей от производства, в т.ч. из числа руководящих работников предприятия.

Тем не менее, создание и развитие деятельности базовых кафедр является эффективным инструментом интеграции образовательной, научно-исследовательской и производственной сред, в том числе и за счет привлечения высококвалифицированных специалистов отрасли, которые формируют необходимые профессиональные компетенции выпускников.

Библиографическая ссылка

Филиппов В.М. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕВЫХ БАЗОВЫХ КАФЕДР // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 4-3. – С. 625-627;
URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=9027 (дата обращения: 29.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Базовой кафедрой в МФТИ называется выпускающая кафедра, то есть кафедра, отвечающая не только за обучение студентов (за профессиональную часть их обучения в рамках «базового учебного цикла»), но и за написание ими дипломов и других научных работ (в том числе, в аспирантуре), а также за трудоустройство выпускников кафедры для работы по специальности. В соответствие с «системой Физтеха», базовая кафедра существует при одной или нескольких "базовых организациях" – при институтах РАН, НИИ, коммерческих или государственных предприятиях, расположенных в Москве или Подмосковье.

Часто базовая организация являются основным местом работы для сотрудников базовой кафедры, там же происходит учебный процесс и исследовательская работа студентов, их "погружение" в реальные задачи организации. Однако в современной ситуации наиболее полезным для студентов является несколько другое взаимодействие базовой организации и кафедры. А именно, кафедра учит студентов в одной организации (где есть много высококлассных ученых и педагогов), но начиная со старших курсов кафедра трудоустраивает их в другую - базовую - организацию (которая так или иначе оплачивает их профессиональное обучение и предлагает лучшие карьерные возможности).

Уникальной особенностью кафедры вычислительной математики МФТИ является то, что она связывает достаточно много базовых организаций со студентами своих специализаций: специализации «Компьютерное моделирование в механике, биомеханике и физиологии » Факультета и специализации «Прикладные вычислительные модели и программные комплексы » Факультета . Разнообразие базовых организаций дает студентам максимальные возможности для выбора направления работы, причем не только на этапе приема на кафедру, но и намного позже, после осознания своих интересов и вариантов практической работы.

Следует заметить, что сам МФТИ также является одной из базовых организаций кафедры вычислительной математики. Вуз, конечно, не обеспечивает полноценную карьеру во многих из тех областей, которые изучаются на кафедре. Однако "карьера" - это всегда проторенный путь; а у тех выпускников кафедры, кто ежегодно остается работать в самом МФТИ, имеется на порядок больше возможностей выбора (выбора интересной и творческой работы, выбора способа зарабатывания денег) - по сравнению с теми, кто делает "стандартную карьеру". Такими возможностями обычно пользуются лучшие выпускники кафедры, кто имеет наиболее самостоятельное мышление, а также любит преподавать или делать науку.

Любая базовая кафедра МФТИ (за исключением некоторых платных специальностей) обеспечивает обучение по одной или нескольким магистерским программам, описанным в государственном стандарте высшего образования по направлению 511600. Основными магистерскими программами для кафедры вычислительной математики являются "Математические и информационные технологии " (ФУПМ) и "Математическое и экспериментальное моделирование процессов в механике, гидродинамике и биомеханике " (ФАКИ). Выпускники кафедры поступают в аспирантуру и, как правило, защищают кандидатскую диссертацию по специальности 05.13.18 "

- Карина Иосифовна, что такое базовые кафедры внешних IТ-компаний и академических институтов в вузах?

Базовые кафедры - это возможность объединить внешние ресурсы (компаний или академических институтов) и ресурсы университета с целью повышения качества учебного процесса за счет привлечения к преподаванию специалистов-практиков и ученых, а также современного оборудования, которое есть в коммерческих компаниях и академических институтах.

В создана и работает совместно (ИАПУ ДВО РАН). Её цель - повышение профессионального уровня выпускников и систем (ИТС). Наш вуз - единственный на Дальнем Востоке имеет базовую кафедру по IТ- направлению.

- Какие преимущества получают студенты, обучаясь на базовой кафедре?

Сотрудники базовой кафедры - это ведущие ученые ИАПУ ДВО РАН - профессора, доктора и кандидаты наук. Это ученые с именем, имеющие большой опыт в реализации научных проектов, хоздоговорных работ, публикации в ведущих профессиональных изданиях. Эти ученые не только читают лекции и проводят лабораторные и практические занятия для наших студентов, но, во-первых, они используют для лабораторных работ высокотехнологичное оборудование, имеющееся в распоряжении института, во-вторых, они привлекают студентов к проектам, в которых сами участвуют.

Поэтому наши студенты не только общаются с выдающимися учеными, но и осваивают новейшее современное высокотехнологичное оборудование, получают опыт практической и научно-исследовательской работы, опыт командной работы, обеспечивают, таким образом, свое конкурентное преимущество на рынке труда. Благодаря работе базовых кафедр рынок труда в перспективе получает выпускников с нужными компетенциями, а такие выпускники имеют явные конкурентные преимущества.

- Каким образом происходит закрепление студента за преподавателем базовой кафедры?

Абитуриент поступает на в на . Работа с учеными базовой кафедры начинается со 2-го курса бакалавриата и 1-го курса магистратуры. В последнем семестре 3-го курса студенты бакалавриата решают сами, какие преподаватели и направления базовой кафедры им интересны, и закрепляются за ученым для выполнения курсовых работ и выпускной квалификационной работы. Студенты магистратуры принимают такое решение значительно раньше, в первом семестре, так как почти сразу с ними работают ученые ИАПУ.

Сегодня на базовой кафедре Института информационных технологий ВГУЭС студенты изучают дисциплины: «Физические основы наноэлектронники», «Источники и приемники оптического излучения», «Оптоволоконные линии связи», «Оптические сети доступа», «Компоненты системы оптической связи», «Облачные технологии», «Управление требованиями», Технология программирования», «Интеллектуальные системы».

Наши магистранты активно подключаются к проектам, которые ведет ИАПУ ДВО РАН. Так, два магистранта участвуют в совместном проекте ВГУЭС и ИАПУ ДВО РАН по внедрению технологии Big Data в медицине. Два выпускника 2015 года остались работать в ИАПУ ДВО РАН.

Помимо организации дисциплин, которые читают представители базовых компаний, и руководства курсовыми и дипломными проектами, базовые кафедры занимаются организацией стажировок студентов вуза в ИАПУ ДВО РАН. Тесное взаимодействие с базовой кафедрой - это хороший шанс заявить о себе, получить профессиональные навыки, опыт реальной работы по специальности - и все это в процессе обучения.

Сегодня образование в области информационных технологий во ВГУЭС дает студентам значительные преимущества. Благодаря базовой кафедре идет практическое обучение, студенты приобретают реальные профессиональные навыки. Добавлю, что, кроме этого, ВГУЭС сотрудничает с такими IТ-предприятиями, как «Фарпост», «Ронда», «Сервис-центр», DNS, где студенты проходят стажировки, получают опыт работы и остаются там.

Какие сегодня вы можете назвать перспективные проекты Института информационных технологий ВГУЭС, в которых могли бы принять участие студенты - нынешние и будущие?

В этом году мы запустили проект «Использование технологий Big Data в программах сохранения и развития здоровья населения Приморского края». Проект объединяет под патронажем Администрации Приморского края ученых ВГУЭС, ИАПУ ДВО РАН, Тихоокеанского государственного медицинского университета, Медицинский информационно-аналитический центр, Центр гигиены и эпидемиологии, Роспотребнадзор. Учеными ВГУЭС выполняются работы, связанные с хранением и обработкой больших массивов информации, построением систем и сервисов, в том числе с использованием ГИС-технологий. Проект направлен на улучшение здоровья жителей Приморского края. В проекте активное участие принимают студенты старших курсов и магистранты.

Много лет ВГУЭС развивает . В разработке сервисов и систем активное участие всегда принимали студенты. Выпускники 2015 года, например, разработали , мобильные версии сервисов «Портфолио студента», «Портфолио сотрудника».

В рамках выполнения гранта Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) на готовится к защите докторская диссертация по навигации судов. В проекте активно участвуют студенты, магистранты и аспиранты.