Государственный совет выполнял роль. Государственный совет рф. Информация об изменениях

В 1810 г. был создан Государственный совет, а с 1811 г. начал действовать важный законодательный акт, определяющий основные принципы организационного устройства министерств и порядок их деятельности - «Общее учреждение министерств».

Принятие этого документа завершило министерскую реформу, начало которой относится к 1802 г.

Председателем Государственного совета был император. Общее количество членов Совета составляло от 40 до 80. В их число входили все министры и некоторые другие высшие чиновники, часть членов Совета назначалась императором по своему усмотрению.

На Государственный совет была возложена функция разработки законопроектов, утверждаемых императором. Главная за- дача Государственного совета была определена как приведение всей правовой системы страны к единообразию.

Государственный совет включал пять департаментов - дел военных, дел гражданских и духовных, законов государственной экономии. В 1831 г. к ним был добавлен еще один - департамент царства Польского. Деятельность Государственного совета

была организована в форме общих собраний и заседаний по департаментам. Все текущее делопроизводство было сосредоточено в канцелярии Государственного совета, которой руководил государственный секретарь.

Высшим судебным органом Российской империи был Сенат, однако эти его функции четко обозначились не сразу. В 1802 г. Александром I была предпринята попытка придать Сенату важные управленческие функции. Сенат был объявлен верховным учреждением империи и в соответствии с этим должен был контролировать деятельность коллегий и губернаторов, проводить ревизии деятельности местных органов власти, для чего собирал и обобщал необходимые материалы, которые затем передавал в случае необходимости компетентным органам. Кроме того, на Сенат были возложены функции конституционного суда, т. е. представлять императору данные о несоответствиях издаваемых указов существующим. Однако эта попытка оказалась неудачной, и постоянно шел процесс сужения компетенции Сената, который из высшего органа суда и надзора за правительственными учреждениями превратился в 20-е гг. XIX в. в высший судебный орган империи. Департаменты Сена- та являлись высшими апелляционными инстанциями для судов губерний.

Организационно в первой половине XIX в. Сенат представлял собой совокупность ряда полу самостоятельных учреждений - департаментов. В состав каждого департамента входили несколько сенаторов, назначаемых царем, также несколько генералов, а во главе каждого департамента стоял обер-прокурор. Число департаментов Сената к середине XIX в. увеличилось до 12.

Работа Сената характеризовалась медлительностью в принятии решений и огромным наплывом дел. В канцеляриях департаментов Сената процветали взяточничество и волокита, чиновники Сената нередко покрывали нарушения законов. Сенат постепенно превращался в своеобразную организацию для престарелых высших чиновников, и деятельность его в целом была малоэффективной. Все попытки реформировать Сенат, предпринимаемые, в частности, Сперанским, ни к чему не привели.

В отличие от Сената система центральных органов отраслевого управления претерпела в этот период значительные изменения.

  1. Категоризация. Парадигматика языка советской действительности как смыслового кода ориентированного (заряженного) языкового сознания

Государственный совет (также иногда сокращённо Госсовет ) - высший законосовещательный орган Российской империи в 1810-1906 годах и верхняя палата законодательного учреждения Российской империи в 1906-1917 годах.

О создании Государственного совета было объявлено манифестом «Образование Государственного совета» императора Александра I , изданным 1 (13) января 1810 года . Предшественником Госсовета был Непременный совет , учреждённый 30 марта (11 апреля) 1801 года , который неофициально также именовался Государственным советом, поэтому дату основания последнего иногда относят к 1801 году.

Образование Государственного совета было одним из элементов программы преобразования системы власти в России , разработанной М. М. Сперанским в рамках либеральных реформ начала XIX века . Цели его создания были подробно раскрыты в записке Сперанского «О необходимости учреждения Государственного совета».

Членов Государственного совета назначал и увольнял император, ими могли стать любые лица, вне зависимости от сословной принадлежности, чина, возраста и образования. Абсолютное большинство в Госсовете составляли дворяне, назначение в Госсовет в большинстве случаев было фактически пожизненным. По должности в число членов входили министры. Председатель и вице-председатель Государственного совета ежегодно назначались императором. В -1865 годах председатель Госсовета был одновременно и председателем Комитета министров , среди членов Госсовета всегда были представители императорской фамилии, а с по 1905 год председателями Госсовета были великие князья (до 1881 года - Константин Николаевич , потом - Михаил Николаевич). Если на заседании Госсовета присутствовал император, то председательство переходило к нему. В 1810 году было 35 членов Государственного совета, в 1890 году - 60 членов, а в начале XX века их число достигло 90. Всего за 1802-1906 годы в Госсовете состояло 548 членов.

Полномочия Государственного совета предусматривали рассмотрение:

  • новых законов или законодательных предположений, равно как и изменений в уже принятых законах;
  • вопросов внутреннего управления, требующих отмены, ограничения, дополнения или разъяснения прежних законов;
  • вопросов внутренней и внешней политики в чрезвычайных обстоятельствах;
  • ежегодной сметы общих государственных приходов и расходов (с г. - государственной росписи доходов и расходов);
  • отчетов Государственного контроля по исполнению росписи доходов и расходов (с г.);
  • чрезвычайных финансовых мер и пр.

Государственный совет состоял из общего собрания , Государственной канцелярии , департаментов и постоянных комиссий. Кроме того, при нём действовали различные временные особые совещания, комитеты, присутствия и комиссии.

Все дела поступали в Госсовет только через Государственную канцелярию на имя возглавлявшего её государственного секретаря . После определения, принадлежит ли данное дело ведению Госсовета, государственный секретарь распределял его в соответствующее отделение канцелярии, которое готовило его к слушанию в соответствующем департаменте Госсовета. Срочные дела по повелению императора могли сразу передаваться в общее собрание Госсовета, но обычно дело сначала проходило соответствующий департамент, а потом уже попадало в общее собрание. Согласно манифесту 1 января 1810 года через Государственный совет должны были проходить все принимаемые законы, но на деле это правило соблюдалось не всегда. Решение в департаментах и общем собрании принималось большинством голосов, но император мог утвердить и мнение меньшинства Госсовета, если оно более отвечало его взглядам. Например, Александр I из 242 дел, по которым голоса в Совете разделились, утвердил мнение большинства лишь в 159 случаях (65,7 %), причем несколько раз поддержал мнение всего лишь одного члена Госсовета .

Особое присутствие для предварительного рассмотрения жалоб на определения департаментов Сената ( -). В его задачу входило рассмотрение жалоб на решения департаментов Сената и определение возможности передачи соответствующих дел на рассмотрение общего собрания Госсовета.

Половина членов Государственного совета назначалась императором , другая половина - избиралась. Члены по выборам пользовались депутатской неприкосновенностью, в то время как члены по назначению оставались в первую очередь должностными лицами. Назначенные члены определялись в Госсовет по докладу председателя Совета Министров бессрочно. Списки назначенных часто превышали количество мест, поэтому 1 января каждого года 98 человек из списков определяли «на один год к присутствию» в общее собрание Государственного Совета. Общее число членов Госсовета по назначению не могло превышать число членов по выборам, их состав пересматривался ежегодно 1 января. Не попавшие «на один год к присутствию» из списка назначенных в Госсовет оставались на государственной службе, получали жалование членов Совета, но прав и обязанностей в общем собрании Госсовета не имели. Всего в первом составе Государственного совета было 196 членов (98 назначенных и 98 выбранных) .

Избрание проводилось по 5 разрядам (куриям): от православного духовенства - 6 человек; от дворянских обществ - 18 человек; от губернских земских собраний - по одному от каждого; от академии наук и университетов - 6 человек; от совета торговли и мануфактур, биржевых комитетов и купеческих управ - 12 человек; кроме того 2 человека избирались от Финляндского сейма. Выборы были как прямыми (от губернских земских собраний) так и двухступенчатыми. Срок избрания членов по выборам составлял 9 лет. Каждые 3 года проводилась ротация, в результате которой выбывала 1/3 членов Совета по этим разрядам в очередном порядке. Это не касалось членов, избранных от земств, которые переизбирались каждые три года в полном составе. В Государственный совет не могли быть избраны лица, не имевшие права участвовать в выборах в Государственную Думу, лица моложе 40 лет или не окончившие курса в средних учебных заведениях и иностранные подданные. Председатель Государственного совета и его заместитель ежегодно назначались императором из числа членов Совета по назначению.

Первый департамент сосредоточил в своих руках главным образом правовые вопросы. Он принимал решения по вопросам, которые вызвали разногласия в Сенате , между Сенатом и Министерством юстиции , Военным советом или Адмиралтейств-советом. Рассматривал дела, касающиеся ответственности за преступления, совершенные членами Государственного совета и Государственной думы, министрами и другими высшими чиновниками (занимавшими должности 1-3 классов по Табели о рангах), а также дела об утверждении в княжеском, графском и баронском достоинстве и др.

Председатель: А. А. Сабуров (1906-1916).

Второй департамент был специализирован на вопросах, связанных с финансами и экономикой. Он рассматривал годовые отчеты Министерства финансов , Государственного банка , Государственного дворянского земельного банка , Крестьянского поземельного банка , государственных сберегательных касс, дела связанные с частными железными дорогами, продажей частным лицам казенных земель и др.

Председатели: Ф. Г. Тернер (1906), Н. П. Петров (1906-1915), В. Н. Коковцов (1916-1917).

Политические группировки в составе Государственного совета в 1906-1917 годах

Группа Правых - организовалась в мае 1906 года. Костяк состава образовался из членов Госсовета по назначению. Численность группы постоянно возрастала: 1906 г - 56 членов, 1907 г. - 59 членов, 1908 г. - 66 членов, 1910 - 77 членов, 1915 - 70 членов, в феврале 1917 г. - 71 член. Внутри группы её участники делились на крайнее и умеренное течения. Крайнее крыло группы настаивало на том, что «…историческая задача России, русского правительства… состоит в том, чтобы обрусить все нерусское и оправославить все неправославное». Они считали недопустимым положение, при котором верховная власть «не регулирует жизни», а «является органом, управляемым жизнью и подчинённым её течениям». Умеренное крыло группы, соглашаясь с монархизмом, тем не менее, возражало против «торжества все нивелирующей, все в своих руках централизующей бюрократии». В разные годы группу возглавляли: С. С. Гончаров (крайний; 1906-1908), П. Н. Дурново (крайний; 1908-1911 и 1911-1915), П. П. Кобылинский (крайний; 1911), А. А. Бобринский (умеренный; 1915-1916), И. Г. Щегловитов (умеренный; 1916), А. Ф. Трепов (умеренный; 1917).

Группа Правого Центра - официально организовавшаяся как самостоятельная группа в 1911 г., отколовшийся от «Группы Центра» «Кружок нейтгардтцев» названный по имени его вдохновителя. Поэтому эта группа отличалась наилучшей внутренней дисциплиной. Позднее к группе присоединились также некоторые депутаты из умеренного крыла «Группы Правых». Костяк группы состоял из выборных членов Госсовета. Солидаризируясь то с «Группой Центра», то с «Группой Правых» до 1915 г. именно эта группа оказывала главное влияние на исход голосования Госсовета. Несмотря на исход из неё членов, поддержавших идеи Прогрессивного блока , члены «Группы Правого Центра» отклонили предложение о коалиции «Группы Правых» против Прогрессивного блока. Численность группы отличалась постоянством - 20 депутатов. Глава группы: А. Б. Нейдгардт (1911-1917).

Кружок внепартийного объединения - образован в декабре 1910 г. беспартийными членами по назначению, некоторыми членами умеренно-правого крыла «Группы Правых» и «Группы Центра», отпавшими от своих групп. Численность: 1911 г. - 16 членов, 1912 г. - 12 членов, 1913 г. - 12 членов, в феврале 1917 г. - 18 членов. До 1915 г. - не имела общей идеологии, после группа солидаризировалась «Группой Центра», поддерживающей Прогрессивный блок . Главы группы: барон Ю. А. Икскуль фон Гильденбандт (1910-1911), князь Б. А. Васильчиков (1911-1917), граф В. Н. Коковцов (1917).

Группа Центра - образовалась в мае 1906 г. членом А. С. Ермолаевым из умеренно-либеральных членов Госсовета по назначению. Члены группы были достаточно разнородны по своим политическим воззрениям, формально объединяясь общей консервативно-либеральной платформой, близкой октябристской . Первоначально являясь крупнейшей группой Госсовета по численности состава (в 1906 г. - 100 членов), ввиду идейной разношёрстности членов в 1907-1912 гг. численно сокращалась и структурно дробилась (в 1910 г. - 87 членов; в 1911 - 63 членов; в феврале 1917 г. - 50 членов). С 1906-1907 г. внутри группы возникли несколько подгрупп, голосовавших отдельно от группы по ряду проблем. В мае 1906 г. идейно выделилась подгруппа «Польское коло» (14 членов). В 1907 г. внутри «Группы Центра» выделились ещё 2 подгруппы: «Кружок нейдгардтцев» (с 1911 г. - «Группа Правого Центра») (15-20 членов; в основном выборные от земств и поместные дворяне-остзейцы). Наиболее дисциплинированная и самостоятельная подгруппа из всех. Глава - А. Б. Нейдгардт . Объединял членов центра со смещением вправо в отношении голосования по национальным и религиозным вопросам. «Основная подгруппа» (в основном все назначенцы, часть выборных от земств, дворянства, землевладельцев) включала в себя оставшихся членов «Группы Центра». В 1909-1912 гг. из основной подгруппы выделялась ещё «Торгово-промышленная подгруппа», объединявшая промышленников и финансистов голосовавших исходя из собственных и корпоративных интересов. В 1915-1917 гг. - примкнула и возглавила в Госсовете Прогрессивный блок, тем самым став фактической оппозицией. Именное их позиция определяла голосования в тот период. Главы группы: А. С. Ермолаев (1906-1907), князь П. Н. Трубецкой (1907-1911), А. А. Сабуров (1912-1913), В. В. Меллер-Закомельский (1913-1917).

Группа Левых - образовалась в апреле-мае 1906 г. только из выборных депутатов-сторонников кадетской партии , но впоследствии отражала настроения околопрогрессистского толка (при этом сохранив в костяке руководства кадетов). Состояла только из выборных депутатов. Численность: 1906 - 13 членов; 1907 - 13 членов; 1908 - 16 членов, 1910 - 11 членов; 1911 - 6 членов; в феврале 1917 - 19 членов. В 1915 г. группа примкнула к Прогрессивному блоку. Главы группы: Д. И. Багалей (1906), Д. Д. Гримм (1907-1917) .

  1. Граф Николай Петрович Румянцев (1810-1812)
  2. Князь Николай Иванович Салтыков (1812-1816)
  3. Светлейший князь Пётр Васильевич Лопухин (1816-1827)
  4. Князь Виктор Павлович Кочубей (1827-1834)
  5. Граф Николай Николаевич Новосильцев (1834-1838)
  6. Князь Илларион Васильевич Васильчиков (1838-1847)
  7. Граф Василий Васильевич Левашов (1847-1848)
  8. Светлейший князь Александр Иванович Чернышёв (1848-1856)
  9. Князь Алексей Фёдорович Орлов (1856-1861)
  10. Граф Дмитрий Николаевич Блудов (1862-1864)
  11. Князь Павел Павлович Гагарин (1864-1865)
  12. Великий князь Константин Николаевич (1865-1881)
  13. Великий князь Михаил Николаевич (1881-1905)
  14. Граф Дмитрий Мартынович Сольский (1905-1906)

В 1906-1917 годах

  1. Эдуард Васильевич Фриш (1906-1907)
  2. Михаил Григорьевич Акимов (1907-1914)
  3. Иван Яковлевич Голубев (вр.и.о. 1914-1915)

От времян Петра Первого представляет беспрерывное почти колебание правительства от одного плана к другому. Сие непостоянство, или, лучше сказать, недостаток твердых начал, был причиною, что доселе образ нашего правления не имеет никакого определенного вида и многие учреждения, в самих себе превосходные, почти столь же скоро разрушались, как и возникали.

При издании самых благоразумных и спасительных законов вопрос, на чем они основаны и что может удостоверить их действие, сей вопрос оставался всегда не разрешенным, и в сердце народа умерщвлял всю силу их и доверенность.

Сему иначе и быть невозможно. Во всяком государстве, коего политическое положение определяется единым характером государя, закон никогда не будет иметь силы, народ будет все то, чем власть предержащая быть ему повелит. Воссядет на престол дух сильный и предприимчивый, один из сих духов, что небо посылает на землю для преобращения судьбы царств, он пожелает народ грубый и упрямый одним махом передвинуть и поставить на той точке совершенства, к коей смежные государства веками доходили – и царство сие покроется всем блеском заимственного просвещения. Успехи войны и наружное сходство внутреннего устроения заставят возмечтать народ, что он все сделал, нарядившись в чужое платье и переменив внешний свой вид. С сего времяни подражание войдет в свойство народа, и природная гордость северных обитателей обратится в тщеславие и напыщенную уверенность. Все займутся украшением поверхностей и, введя иностранные названия в образ правления, будут думать, что переменили самое существо его – позлатят цепи свои и нарекут себя свободными. Ослепись призраками роскоши и меняя кровавый пот на игрушки, возмечтают, что обогатились торговлею. Откроются академии, явятся Бернуллии и Ридингеры, прославятся в Европе деяния мудрых, а народ чтение грамоты будет считать еще между смертными грехами. Таким образом пройдет и другое царство по глубокой бразде, проложенной первым. Обуреваемый царедворскими интригами, престол достанется властолюбивым министрам, кои под имянем восседящей на нем слабости, дозволят себе в европейском государстве самые азиатские жестокости и самовластие. Народ, угнетенный под сим ярмом, переведет дух при царстве милости и благочестия, и хотя судьба его в существе своем не переменится, но сладкая уверенность владеющего милосердия поддержит несколько дух его от падения.

Сперанский М. М. Размышления о государственном устройстве империи // Сперанский М.М. Проекты и записки. М., Л., 1961 http://stepanov01.narod.ru/library/speransky/chapt02.htm

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА

По примерам древнего отечественного нашего законодательства мы не оставим назначить порядок, коим уложение сие совокупным рассмотрением избраннейших сословий имеет быть уважено и достигнет своего совершенства.

Но законы гражданские, сколь бы они ни были совершенны, без государственных установлений не могут быть тверды.

В числе сих установлений Совет издавна занимал важное место. В начале своем он был временным и преходящим. Но при вступлении нашем на престол, наименовав его Государственным , мы тогда же предназначили дать ему в свое время образование, свойственное публичным установлениям.

Ныне, с помощью Вышнего, положили мы совершить сие образование на следующих главных началах:

I. В порядке государственных установлений Совет составляет сословие, в коем все части управления в главных их отношениях к законодательству соображаются и через него восходят к верховной императорской власти.

II. По сему все законы, уставы и учреждения в первообразных их начертаниях предлагаются и рассматриваются в Государственном совете и потом действием державной власти поступают к предназначенному им совершению.

III. Никакой закон, устав и учреждение не исходит из Совета и не может иметь своего совершения без утверждения державной власти.

IV. Совет составляется из особ, доверенностью нашею в сословие сие призываемых.

V. Члены Совета могут иметь звания в порядке судном и исполнительном.

VI. Министры суть члены Совета по их званию.

VII. В Совете председательствуем мы сами.

VIII. В отсутствие наше место председателя занимает один из членов по нашему назначению.

IX. Назначение члена председательствующего возобновляется ежегодно.

X. Совет разделяется на департаменты.

XI. Каждый департамент имеет определенное число членов, из коих один председательствует.

XII. Министры не могут быть председателями департаментов.

XIII. Члены всех департаментов составляют общее собрание.

XIV. Члены Совета, при определении коих не будет назначен особенный департамент, присутствуют в общих собраниях.

XV. Распорядок членов по департаментам возобновляется каждые полгода по нашему усмотрению.

XVI. Присутствия департаментов и общих собраний имеют положенные дни, но по уважению дел во всякое время они могут быть созваны особенным нашим повелением.

Манифест «Образование Государственного совета» 1 января 1810 г. // Российское законодательство X–XX вв. В 9 т. Т.6. Законодательство первой половины XIX века. М., 1988. http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/gossovet.htm

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА

Государственный совет, таким образом составленный, в первых своих собраниях обратит внимание на следующие главные предметы:

Первое. Гражданское уложение, по мере совершения его с принадлежащими к нему судебными обрядами и устройством судебных мест, будет поступать на его уважение. За сим последует уложение уголовное. От успешного окончания сего труда зависит общее устройство судебной части. Вверив оную особенно Правительствующему сенату, мы не умедлим дать сему высшему в империи нашей судебному сословию образование, важному назначению его свойственное, и присоединим к его установлениям все, что может их усовершить и возвысить.

Второе. Различные части, министерствам вверенные, требуют разных дополнений. При первоначальном их учреждении предполагаемо было постепенно и соображаясь с самим их действием приводить сии установления к совершенству. Опыт показал необходимость довершить их удобнейшим дел разделением. Мы предложим Совету начала окончательного их устройства и главные основания общего министерского наказа, в коем с точностью определятся отношения министров к другим государственным установлениям и будут означены пределы действия и степень их ответственности.

Третье. Настоящее положение государственных доходов и расходов требует также неукоснительного рассмотрения и определения. На сей конец доставим мы Совету план финансов, составленный на началах, части сей наиболее свойственных. Главные основания сего плана состоят в том, чтоб всевозможным сокращением издержек привести их в надлежащую соразмерность с приходами, установить во всех частях управления истинный разум доброй экономии и самыми действенными мерами положить твердое основание постепенной уплаты государственных долгов, коих ненарушимость, удостоверенную всеми государственными богатствами, мы всегда признавали и будем признавать одним из важнейших и неприкосновенных обязательств нашей империи.

Дан в Санкт-Петербурге в 1-й день генваря в лето от рождества Христова 1810, царствования же нашего в десятое.

В этом году юбилей образования Государственного Совета — 200 лет. Да, конечно, сейчас Госсовет уже не тот, но …

Государственный совет — высший законосовещательный орган Российской империи в 1810-1906 годах и верхняя палата законодательного учреждения Российской империи в 1906-1917 годах.

О создании Государственного совета было объявлено манифестом «Образование Государственного совета» императора Александра I, изданным 1 (13) января 1810 года. Предшественником Госсовета был Непременный совет, учреждённый 30 марта (11 апреля) 1801 года, который неофициально также именовался Государственным советом, поэтому дату основания последнего иногда относят к 1801 году. Образование Государственного совета было одним из элементов программы преобразования системы власти в России, разработанной М. М. Сперанским. Цели его создания были подробно раскрыты в записке Сперанского «О необходимости учреждения Государственного совета».

Членов Государственного совета назначал и увольнял император, ими могли стать любые лица, вне зависимости от сословной принадлежности, чина, возраста и образования. Абсолютное большинство в Госсовете составяли дворяне, назначение в Госсовет в большинстве случаев было фактически пожизненным. По должности в число членов входили министры. Председатель и вице-председатель Государственного совета ежегодно назначались императором. В 1812-1865 годах председатель Госсовета был одновременно и председателем Комитета министров, среди членов Госсовета всегда были представители императорской фамилии, а с 1865 по 1905 год председателями Госсовета были великие князья (до 1881 года — Константин Николаевич, потом — Михаил Николаевич). Если на заседании Госсовета присутствовал император, то председательство переходило к нему. В 1810 году было 35 членов Государственного совета, в 1890 году — 60 членов, а в начале XX века их число достигло 90. Всего за 1802-1906 годы в Госсовете состояло 548 членов.

Полномочия Государственного совета предусматривали рассмотрение:

* новых законов или законодательных предположений;
* вопросов внутреннего управления, требующих отмены, ограничения, дополнения или разъяснения прежних законов;
* вопросов внутренней и внешней политики в чрезвычайных обстоятельствах;
* ежегодной сметы общих государственных приходов и расходов (с 1862 г. — государственной росписи доходов и расходов);
* отчетов Государственного контроля по исполнению росписи доходов и расходов (с 1836 г.);
* чрезвычайных финансовых мер и пр.

Государственный совет состоял из общего собрания, Государственной канцелярии, департаментов и постоянных комиссий. Кроме того, при нем действовали различные временные особые совещания, комитеты, присутствия и комиссии.

Все дела поступали в Госсовет только через Государственную канцелярию на имя возглавлявшего ее государственного секретаря. После определения, принадлежит ли данное дело ведению Госсовета, государственный секретарь распределял его в соответствующее отделение канцелярии, которое готовило его к слушанию в соответствующем департаменте Госсовета. Срочные дела по повелению императора могли сразу передаваться в общее собрание Госсовета, но обычно дело сначала проходило соответствующий департамент, а потом уже попадало в общее собрание. Согласно манифесту 1 января 1810 года через Государственный совет должны были проходить все принимаемые законы, но на деле это правило соблюдалось не всегда. Решение в департаментах и общем собрании принималось большинством голосов, но император мог утвердить и мнение меньшинства Госсовета, если оно более отвечало его взглядам. Например, Александр I из 242 дел, по которым голоса в Совете разделились, утвердил мнение большинства лишь в 159 случаях (65,7 %), причем несколько раз поддержал мнение всего лишь одного члена Госсовета.

Согласно указу от 5 (17) апреля 1812 года Госсовет на время отсутствия императора подчинял себе министерства, а указ 29 августа (10 сентября) 1801 года, определял, что в случае продолжительного отсутствия императора в столице решения большинства общего собрания Госсовета принимают силу закона. В 1832 году полномочия Совета были несколько сокращены: министры перестали передавать ему ежегодные отчеты о своей деятельности.

15 (27) апреля 1842 года был принят новый документ, определяющий деятельность Совета, заменивший собой манифест 1810 г.: «Учреждение Государственного совета», разработанное комитетом под председательством князя И. В. Васильчикова. Новое положение несколько ограничило сферу деятельности Госсовета, обозначив ряд направлений законодательной деятельности, не подлежащих рассмотрению на его заседаниях, но одновременно и расширило ее за счет административных дел и вопросов судопроизводства.

Департамент законов (1810-1906). Рассматривал законопроекты в области административно-территориального устройства, судопроизводства, налогообложения, существенных реформ государственного аппарата, проекты положений и штатов отдельных государственных учреждений, промышленных, финансовых и торговых обществ, общественных организаций.

Председатели: граф П. В. Завадовский (1810-1812), граф В. П. Кочубей (1812), светлейший князь П. В. Лопухин (1812-1819), князь Я. И. Лобанов-Ростовский (1819-1825), В. А. Пашков (1825-1832), граф И. В. Васильчиков (1832-1838), граф М. М. Сперанский (1833-1839), Д. В. Дашков (1839), граф Д. Н. Блудов (1840-1861), князь П. П. Гагарин (1862-1864), М. А. Корф (1864-1871), князь С. Н. Урусов (1871-1882), Е. П. Старицкий (1883), барон А. П. Николаи (1884-1889), граф Д. М. Сольский (1889-1892), М. Н. Островский (1893-1899), Э. В. Фриш (1900-1905).

Департамент гражданских и духовных дел (1810-1906). Рассматривал юридические вопросы и дела духовного управления: формы и порядок судопроизводства; толкование и применение в судебной практике отдельных статей гражданского и уголовного законодательства; возведение в дворянство и лишение такового, дела о присвоении княжеских, графских и баронских титулов; дела о наследственных, земельных и прочих имущественных спорах, об отчуждении недвижимого имущества на государственные нужды или его передаче из государственной собственности в частные руки; об учреждении новых епархий и приходов православных и иных вероисповеданий. Также в департаменте рассматривались дела, вызвавшие разногласия при решении их в Сенате или между Сенатом и отдельными министерствами.

Председатели: светлейший князь П. В. Лопухин (1810-1816), граф В. П. Кочубей (1816-1819), В. С. Попов (1819-1822), граф Н. С. Мордвинов (1822-1838), С. С. Кушников (1839), принц П. Г Ольденбургский (1842-1881), Д. Н. Замятин (1881), В. П. Титов (1882-1883), Н. И. Стояновский (1884-1897), Э. В. Фриш (1897-1899), Н. Н. Селифонтов (1899), Н. Н. Герард (1902-1905).

Департамент государственной экономии (1810-1906). Занимался вопросами финансов, торговли, промышленности и народного просвещения. Рассматривал законопроекты, связанные с развитием экономики, государственных доходов и расходов, финансовые сметы министерств и главных управлений, отчеты государственных банков, вопросы налогообложения, предоставления привилегий отдельным акционерным обществам, дела по открытиям и изобретениям.

Председатели: Н. С. Мордвинов (1810-1812), светлейший князь П. В. Лопухин (1812-1816), Н. С. Мордвинов (1816-1818), граф Н. Н. Головин (1818-1821), князь А. Б. Куракин (1821-1829), граф Ю. П. Литта (1830-1839), граф В. В. Левашов (1839-1848), граф А. Д. Гурьев (1848-1861), П. Ф. Брок (1862-1863), К. В. Чевкин (1863-1873), А. А. Абаза (1874-1880), граф Э. Т. Баранов (1881-1884), А. А. Абаза (1884-1892), граф Д. М. Сольский (1893-1905)

Департамент военных дел (1810-1854). Рассматривал вопросы военного законодательства; комплектования и вооружения армии; создания центральных и местных учреждений военного ведомства; средствах для обеспечения его хозяйственных нужд; сословных и служебных правах и привилегиях лиц, причисленных к военному ведомству, их судебной и административной ответственности. Фактически перестал действовать в 1854 году, но его председатель назначался до 1858 года, а члены до 1859.

Председатели: граф А. А. Аракчеев (1810-1812), светлейший князь П. В. Лопухин (1812-1816), граф А. А. Аракчеев (1816-1826), граф П. А. Толстой (1827-1834), И. Л. Шаховской (1848-1858).

Временный департамент (1817). Был образован для рассмотрения и подготовки законопроектов в финансовой области: об учреждении Государственного коммерческого банка, Совета государственных кредитных установлений, а также введении питейного сбора и пр.

Департамент дел Царства Польского (1832-1862). Образован после упразднения конституционной автономии Царства Польского для рассмотрения общих вопросов политики в отношении польских земель, разработки соответствующих законопроектов, а также росписи доходов и расходов Царства Польского.

Председатели: князь И. Ф. Паскевич (1832-1856), князь М. Д. Горчаков (1856-1861).

Департамент промышленности, наук и торговли (1900-1906). Рассматривал законопроекты и бюджетные ассигнования в области развития промышленности и торговли, а также просвещения; дела об утверждении уставов акционерных обществ и железных дорог; выдаче привилегий на открытия и изобретения.

Председатель: Н. М. Чихачев (1900-1905).

Комиссия составления законов (1810-1826). Образована в 1796 году для осуществления кодификации законодательства. С образованием Госсовета вошла в его состав. Упразднена в связи с созданием II отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, взявшего на себя указанные функции. В 1882 году II Отделение было вновь передано Государственному совету, образовав Кодификационный отдел (1882-1893), упраздненный после передачи вопросов кодификации законодательства Государственной канцелярии.

Комиссия по принятию прошений (1810-1835). Была создана для принятия жалоб, связанных с деятельностью органов власти, а также прошений, связанных с назначением различного рода пособий. После 1835 года выведена из состава Госсовета и подчинена непосредственно императору. Существовала до 1884 года, после чего была преобразована в особую Канцелярию по принятию прошений, упразднённую в 1917 году.

Особое присутствие для предварительного рассмотрения жалоб на определения департаментов Сената (1884-1917). В его задачу входило рассмотрение жалоб на решения департаментов Сената и определение возможности передачи соответствующих дел на рассмотрение общего собрания Госсовета.

Манифест от 20 февраля 1906 и новая редакция Основных законов Российской империи от 23 апреля 1906 учреждали Государственный совет как законодательный орган — верхнюю палату первого российского парламента, наряду с нижней палатой — Государственной думой.

Половина членов Государственного совета назначалась императором, другая половина — избиралась. Члены по выборам пользовались депутатской неприкосновенностью, в то время как члены по назначению оставались в первую очередь должностными лицами. Общее число членов Госсовета по назначению не могло превышать число членов по выборам, их состав пересматривался ежегодно 1 января. Всего в первом составе Государственного совета было 196 членов (98 назначенных и 98 выбранных).

Избрание проводилось по 5 разрядам (куриям): от православного духовенства — 6 человек; от дворянских обществ — 18 человек; от губернских земских собраний — по одному от каждого; от академии наук и университетов — 6 человек; от совета торговли и мануфактур, биржевых комитетов и купеческих управ — 12 человек; кроме того 2 человека избирались от Финляндского сейма. Срок избрания членов по выборам составлял 9 лет. Каждые 3 года проводилась ротация, в результате которой выбывала 1/3 членов Совета по каждому из разрядов в очередном порядке. Это не касалось членов, избранных от земств, которые переизбирались каждые три года в полном составе. В Государственный совет не могли быть избраны лица, не имевшие права участвовать в выборах в Государственную Думу, лица моложе 40 лет или не окончившие курса в средних учебных заведениях и иностранные подданные. Председатель Государственного совета и его заместитель ежегодно назначались императором из числа членов Совета по назначению.

Статья 106-я Основных государственных законов определяла, что «Государственный совет и Государственная Дума пользуются равными в делах законодательства правами»; в реальности у Думы были определённые полномочия, которыми не обладал Совет. В случае прекращения или перерыва в деятельности Государственного совета и Государственной думы законопроект мог быть обсужден в Совете министров и утвержден императором в форме высочайшего указа, немедленно вступающего в силу. Но в большинстве случаев действовала обычная процедура: законопроект проходил через Думу и поступал в Госсовет. Здесь он обсуждался в соответствующей комиссии и департаменте, а затем — в общем собрании Совета.

Структура Государственного совета после 1906 года существенно изменилась. В нем помимо общего собрания и Государственной канцелярии осталось только два департамента (вместо четырех), увеличилось число постоянно дейстующих комиссий. Заседания общего собрания Госсовета теперь стали публичными, на них могли присутствовать публика и представители прессы.

В ходе Февральской революции 25 февраля 1917 года император Николай II издал указы о «перерыве в занятиях» Государственного совета и Государственной думы с планируемым сроком возобновления их деятельности не позднее апреля 1917. Однако свою деятельность Государственный совет так и не возобновил. Его общие собрания больше не собирались. В мае 1917 года Временным правительством были упразднены должности членов Государственного совета по назначению. В декабре 1917 года Государственный совет был упразднен декретом Совета народных комиссаров.

Первый департамент сосредоточил в своих руках главным образом правовые вопросы. Он принимал решения по вопросам, которые вызвали разногласия в Сенате, между Сенатом и Министерством юстиции, Военным советом или Адмиралтейств-советом. Рассматривал дела, касающиеся ответственности за преступления, совершенные членами Государственного совета и Государственной думы, министрами и другими высшими чиновниками (занимавшими должности 1-3 классов по Табели о рангах), а также дела об утверждении в княжеском, графском и баронском достоинстве и др.

Председатель: А. А. Сабуров (1906-1916).

Второй департамент был специализирован на вопросах, связанных с финансами и экономикой. Он рассматривал годовые отчеты Министерства финансов, Государственного банка, Государственного дворянского земельного банка, Крестьянского поземельного банка, государственных сберегательных касс, дела связанные с частными железными дорогами, продажей частным лицам казенных земель и др.

Председатели: Ф. Г. Тернер (1906), Н. П. Петров (1906-1917).

Государственный совет как высший законосовещательный орган Российской империи долгое время располагался непосредственно в Зимнем дворце. Его заседания проходили в зале на первом этаже. После взрыва в Зимнем дворце 5 (17) февраля 1880 года при неудачном покушении на императора Александра II, государственный секретарь Е. А. Перетц писал специальную записку об обеспечении безопасности помещений Госсовета или его переводе в другое здание.

В 1885 году Государственный совет был перемещен в Мариинский дворец, где и находился вплоть до 1917 года. После преобразования Госсовета в 1906 году и значительного увеличения числа его членов, помещения Мариинского дворца были перестроены, в частности, расширен зал заседаний. Работы были закончены к 15 (28) октября 1908 года, а до той поры обновленный Совет заседал в помещении Петербургского Дворянского собрания, специально снимаемом для этой цели.

Председатели Государственного Совета
В 1810-1906 годах

1. Граф Николай Петрович Румянцев (1810-1812)
2. Князь Николай Иванович Салтыков (1812-1816)
3. Светлейший князь Пётр Васильевич Лопухин (1816-1827)
4. Князь Виктор Павлович Кочубей (1827-1834)
5. Граф Николай Николаевич Новосильцев (1834-1838)
6. Князь Илларион Васильевич Васильчиков (1838-1847)
7. Граф Василий Васильевич Левашов (1847-1848)
8. Светлейший князь Александр Иванович Чернышёв (1848-1856)
9. Князь Алексей Фёдорович Орлов (1856-1861)
10. Граф Дмитрий Николаевич Блудов (1862-1864)
11. Князь Павел Павлович Гагарин (1864-1865)
12. Великий князь Константин Николаевич (1865-1881)
13. Великий князь Михаил Николаевич (1881-1905)
14. Граф Дмитрий Мартынович Сольский (1905-1906)

В 1906-1917 годах

1. Эдуард Васильевич Фриш (1906-1907)
2. Михаил Григорьевич Акимов (1907-1914)
3. Сергей Сергеевич Манухин (1914)
4. Иван Яковлевич Голубев (1915)
5. Анатолий Николаевич Куломзин (1915-1916)
6. Иван Григорьевич Щегловитов (1917)

  • Система
  • Служба
  • Персоналии
  • Государственный совет РФ

    Одним из органов с особым статусом, который возглавляет Президент России, является Государственный совет Российской Федерации .

    Он был образован в 2000 г.

    Государственный совет РФ - совещательный орган, содействующий реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти .

    Орган формируется Президентом России. Помимо председателя совета в его входят члены. Имеется и секретарь, который не входит в состав органа. Данные обязанности возлагаются Руководителем Администрации Президента РФ на одного из помощников Президента РФ. Сейчас это

    Членами Государственного совета РФ являются:

    • Председатель Совета Федерации ФС РФ;
    • Председатель Государственной Думы ФС РФ;
    • полномочные представители Президента РФ в федеральных округах;
    • высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов федерации;
    • руководители фракций в Государственной Думе ФС РФ;
    • могут включаться иные лица, замещавшие должности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов РФ и имеющие большой опыт публичной (государственной и общественной) деятельности .

    Основными задачами совета выступают:

    • содействие реализации полномочий Президента РФ по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти;
    • обсуждение имеющих особое государственное значение проблем, касающихся взаимоотношений Российской Федерации и субъектов федерации, важнейших вопросов государственного строительства и укрепления основ федерализма, внесение необходимых предложений Президенту РФ;
    • обсуждение вопросов, касающихся исполнения (соблюдения) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента России, постановлений и распоряжений Правительства РФ, и внесение соответствующих предложений Президенту России;
    • содействие Президенту РФ при использовании им согласительных процедур для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
    • рассмотрение по предложению Президента России проектов федеральных законов и указов Президента РФ, имеющих общегосударственное значение;
    • обсуждение проекта федерального закона о федеральном бюджете;
    • обсуждение информации Правительства РФ о ходе исполнения федерального бюджета;
    • обсуждение основных вопросов кадровой политики в Российской Федерации;
    • обсуждение по предложению Президента России иных вопросов, имеющих важное государственное значение .

    Организационно Государственный совет РФ выглядит следующим образом.

    Ключевую роль в деятельности совета играет его председатель. Помимо формирования персонального состава госсовета и его органов, он:

    • определяет место и время проведения заседаний Государственного совета РФ и его президиума;
    • председательствует на заседаниях совета и президиума;
    • формирует на основе предложений членов президиума план работы госсовета и повестку дня его очередного заседания;
    • дает поручения членам и секретарю Государственного совета РФ .

    Немалая нагрузка ложится на секретаря, который:

    • обеспечивает подготовку проекта плана работы совета, составляет проекты повестки дня его заседаний, организует подготовку материалов к заседаниям, а также проектов соответствующих решений;
    • информирует членов госсовета о месте, времени проведения и повестке дня очередного заседания, обеспечивает их необходимыми материалами;
    • подписывает протоколы заседаний Государственного совета РФ;
    • несет ответственность за обеспечение деятельности совета;
    • организует работу консультативной комиссии и обеспечивает деятельность постоянных и временных комиссий и рабочих групп, создаваемых Государственным советом РФ и президиумом;
    • исполняет иные поручения председателя госсовета .

    Сегодня в совете 100 членов, плюс председатель и секретарь.

    В целях решения оперативных вопросов формируется президиум Государственного совета РФ в составе 9 членов совета. В частности, он рассматривает план работы госсовета, а также повестку дня очередного заседания и материалы к нему. Персональный состав президиума определяется Президентом РФ и подлежит ротации раз в полгода. Заседания проводятся, как правило, не реже 1 раза в 3 месяца.

    Консультативная комиссия оказывает консультационную помощь членам госсовета и президиума по вопросам, включенным в план работы Государственного совета РФ. Отличием консультационной комиссии от других органов госсовета в том, что ее члены участвуют в работе совета.

    Для подготовки материалов по вопросам, которые предполагается рассмотреть на заседании Государственного совета РФ или его президиума, создаются постоянные и временные комиссии и рабочие группы. Отдельные виды работ могут выполняться учеными и специалистами на договорной основе.
    Заседания госсовета проводятся регулярно, как правило, не реже 3-х раз в год. По решению председателя могут проводиться внеочередные заседания.

    П. 1 Положения о Государственном совете Российской Федерации (утверждено Указом Президента РФ от 01.09.2000 № 1602).
    П. 7 Положения о Государственном совете Российской Федерации (утверждено Указом Президента РФ от 01.09.2000 № 1602).

    П. 4 Положения о Государственном совете Российской Федерации (утверждено Указом Президента РФ от 01.09.2000 № 1602).

    П. 9 Положения о Государственном совете Российской Федерации (утверждено Указом Президента РФ от 01.09.2000 № 1602).